Мария Дегтярева. «Матушка русской земли»

«Гряди, радосте наша, преподобная Ефросиния» – такие слова написали жители Полоцка на иконе монастыря, основанного в честь одной из самых великих русских святых. В игре слов (имя Ефросиния означает «радость») выражено великое благоговение перед ней жителей города, где прошла значительная часть ее жизни.

Сколько цветов на лугу, столько и типов, образов святости на лугу духовном: один святой в наибольшей мере воплощает веру, другой – смирение, третий – покаяние. Но есть   такие, которые излучают духовную радость. Их жизнь не была омрачена падениями, была выше обычной человеческой меры, святой от начала и словно написанной уверенным, четким штрихом. Светильник их духа понемногу разгорался мерным сияющим заревом, пока от него не начинали изливаться потоки света для укрепления душ колеблющихся и слабых.

Такова была преподобная Ефросиния Полоцкая. «Гряди» – сколько упования в одном этом слове, сколько надежды на то, что монахиня, недавно еще близкая, известная всем жителям города, беспрепятственно минует пространство поднебесное и по данной ей еще при жизни благодати будет предстательницей за Русь, за Полоцк перед Престолом Божиим...

Предслава

Имя Ефросиния было наречено ей при постриге. Первое же было славянское   –   Предслава, или Предислава. Как будто предвидели, что носить его она будет недолго   – перед славой неземной, неотмирной – духовной. Бог предызбрал ее как одну из первых русских игумений, как образец на века, как покровительницу женского русского монашества.

Предание сохранило свидетельство о том, что правнучка святого равноапостольного князя Владимира, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича княжна Предслава была необыкновенно красива. До сих пор образ, написанный с мощей, поражает правильностью черт: по-монашески сосредоточенный и вместе с тем чистый ангельский лик, в нем нет суровости, напротив – женственность и кротость.

От рождения ей было дано все: приложением к красоте были знатность рода и высокое положение, благочестие. Она была рано обучена грамоте, чтению Священного Писания, Псалтири и других духовных книг. Многие князья просили ее руки. Но она была словно не принадлежащей к миру. Узнав о том, что родители задумали обручить ее с одним из знатных князей, Предслава тайно ушла из дома в обитель, где настоятельницей была ее тетя – игуменья Романия (вдова Романа Всеславича). Несмотря на молодость послушницы, игуменья, видя ее стремление к монашеству, ее слезы, благословила облечь княжну в иноческий образ.

По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая Пресвятой Богородице, в детские годы жившей при Иерусалимском храме. Здесь она изучала книги из библиотечного собрания, занималась их переписыванием, раздавая большую часть денег, полученных за работу, нищим.

По преданию, однажды в сонном видении Ефросинии явился ангел, который возвестил ей волю Божию – основать обитель невдалеке от Полоцка, в местечке с названием Сельцо. Видение повторилось дважды. С этим же повелением ангел был послан и к епископу Полоцкому Илии. И вскоре Ефросинии был передан Преображенский храм в Сельце – для основания при нем женского монастыря. Сборы были недолгими: все имение монахини, кроме немногих личных вещей, составляли книги, которые она взяла с собой для духовных занятий и обучения будущих насельниц.

Служение

Удалившись от мира, монахиня Ефросиния все же не смогла избежать известности. В первые годы жизнь ее была тихой, сокровенной. Молитва, обучение грамоте сестер, переписывание богослужебных и святоотеческих книг, пение и златошвейное искусство – все то, что заполняет жизнь женских монастырей, проходила и она. Радостью был приход в монастырь двух ее сестер. В монашестве им были даны имена Евдокия и Евпраксия. Обученные грамоте, искусствам, они стали ее помощницами в устроении дел монастыря. При обители было решено создать школу, и это привлекло под ее покров новых молодых насельниц. Простые и знатные, они встречали со стороны матушки любовь, видели в ней душу просвещенную, светлую, евангельскую. Долгожданным было монашество для игуменьи, и послушницам передавалось то же чувство – высшей радости, равной которой нет на земле. Работа ли пост – все шло с молитвой, все во славу Божию, во спасение.

При игуменье Ефросинии в Спасо-Преображенском монастыре понемногу строились храмы. В 1161 году был воздвигнут новый каменный храм во имя Спасителя. Благословение Господне приходило и через святыни. Одной из главных стал крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня.

Позднее предметом особого попечения игуменьи стал и основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, по преданию, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой. Спустя годы Ефесская икона на Руси получила известность под названием «Корсунская». А в 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания князя Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава.

Шли годы, и матушка Ефросиния становилась все более почитаемой. К ее кроткому увещанию прислушивались князья, не раз удавалось ей предотвратить кровавые столкновения между боярами и простым людом. Зная действенность и благодатную силу ее молитвы, к ней приходили за помощью, духовным советом и благословением.

Святой град

Необычной была ее кончина. На склоне лет преподобная Ефросиния пожелала поклониться Животворящему Кресту Спасителя. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она в сопровождении другой сестры –   Евпраксии отправилась в   Святую Землю. После совершения паломничества к святыням Константинополя матушка прибыла в Иерусалим. И 23 мая 1173 года, после поклонения Честному Животворящему Кресту, она приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы.

Удивительна ее жизнь, удивительна и судьба ее мощей. 3 октября 1187 года захвативший Иерусалим султан Саладин потребовал от христиан покинуть город. И тогда возвращавшиеся на Русь монахи взяли с собой мощи великой русской подвижницы. Первым местом их упокоения была Киево-Печерская Лавра, и только в 1910 году мощи преподобной Ефросинии   были с почестями перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.

В земной жизни ей выпал особый удел – быть миротворцем в своем Отечестве, и сегодня святая соединяет духовно Россию, Белоруссию и Украину и одновременно как бы связывает русские земли с центром мира – Иерусалимом. Первая «матушка русской земли» и одна из первых наставниц русских женщин в таинствах духовной жизни, она напоминает о том, что дух монашества – это мир, любовь и радость.

Источник: http://www.pravmir.ru

Метки: | | | | |

26 сентября 2009

Новости в хронологическом порядке:

7 комментариев
  1. Очень интересно про нее читать. Побольше бы… А почему она русская? Она же дочь полоцкого князя. Это Белоруссия. Сколько лет прожила Ефросиния Полоцкая?
    Есть вопрос в голове. Осмелюсь задать. Человек закончивший свою жизнь на земле должен уйти в землю. А почему святых не хоронят в землю? Насколько это хорошо или плохо?

    Комментарий by elena — 26 сентября 2009 @ 22:27

  2. Святые нужны для прославления Церкви Божией

    Комментарий by Александр Онов — 27 сентября 2009 @ 23:10

  3. «… в сонном видении Ефросинии явился ангел…» А как же религия учит не вникать в сны?

    Комментарий by elena — 28 сентября 2009 @ 20:13

  4. может не будем прославленных Святых Божиих с собой сравнивать?

    Комментарий by Александр Онов — 28 сентября 2009 @ 22:25

  5. Может и не надо. Мне казалось, что Божий закон для всех един

    Комментарий by elena — 1 октября 2009 @ 15:38

  6. Закон один, но исполняем мы его по разному, и награда, соответственно, тоже разная

    Комментарий by Александр Онов — 1 октября 2009 @ 18:09

  7. Я благодарна Богу, что мне довелось побывать в Ефросиньевском монастыре в Полоцке.

    Комментарий by elena — 1 октября 2009 @ 19:12

Leave a comment