Владимир Легойда, Марина Борисова. «Без кайфа нет лайфа?»

Если заглянуть в словарь синонимов, слово "досуг" окажется в одном ряду с бездействием, бездеятельностью, ничего-не-деланием, бездельем, праздностью, гулянкой, неподвижностью, косностью. А словарь молодежной субкультуры утверждает, что совокупность ценностей, традиций и обычаев, присущих сегодняшней молодежи, делает досуг и отдых ведущими формами жизнедеятельности, вытеснившими труд в качестве важнейшей потребности. К чему может привести такая жизненная установка? Конкретно - в России начала XXI века? К примеру, президент объявил о запуске грандиозной демографической программы. Но, даже если закачать в нее в пять раз больше денег, "диктатура досуга" не позволит людям рожать больше детей. потому что дети - это труд, причем труд непрерывный, не лимитированный по времени, минимум на ближайшие семнадцать лет. И чем больше детей, тем больше труда. А при диктатуре досуга стандартный жизненный принцип - "мы сначала поживем для себя". Более того, при диктатуре досуга вообще невозможна никакая нормальная осмысленная семейная жизнь. По той же самой причине: если "мы сначала поживем для себя", то есть если во главу угла ставится кайф, то партнер нужен до тех пор, пока он этот кайф доставляет. Если же у него начинаются проблемы, если он перестает "финансово соответствовать" или начинает в своем развитии двигаться по какой-то другой траектории, этот кайф ломается. А выстраивать новые отношения, трансформировать их - это труд. Легче плюнуть и найти себе другого партнера. Но и это не все. Когда юное существо начинает развиваться с мыслью "мне нужно стать успешным, чтобы были деньги, чтобы заниматься дайвингом на Красном море" - оно изначально оказывается исключенным из экономического процесса, поскольку не собирается ничего производить. Да и вообще никакой прорыв ни в какой сфере с такой исходной установкой невозможен. Потому что, если прав известный социолог Макс Вебер, первые капиталисты были людьми, жаждавшими узнать, избранные ли они Богом или нет. Жажда истины движет науку, творчество… А при диктатуре досуга Нобелевскую премию скоро некому и не за что будет вручать. Где же, на каком уровне и почему происходит "сбой программы"? Почему разумная амбициозная девочка, понимающая, что в свои 19-20 лет она еще очень мало знает, и желающая узнать больше, может регулярно плакаться по поводу недостаточности своих знаний и умений, но ничего не делать, чтобы эту ситуацию изменить? Вместо этого она утрет слезы, поедет на дискотеку и до пяти часов утра будет "тусоваться". Потому что диктатура досуга исключает навык труда. Этой болезнью страдает не только молодежь. Сегодня досуг - это целенаправленное времяпровождение, к которому человек специально готовится. И популярный музыкант или актер не считает для себя зазорным зарабатывать деньги какой-нибудь идиотской телепередачей (прекрасно понимая, что она идиотская), чтобы потратить их потом на свой любимый дайвинг. (Тоска по утраченному Раю?) Русская православная традиция разделяла труд и работу. Труд - это то, что трудно, но Богу угодно, работа - то, что порабощает. Творческая реализация личности возможна только в труде, его человек совершает по своей воле "во славу Божию", это его свободный выбор. А работа - это то, что он делает вынужденно, в силу каких-то обстоятельств. Какие уж тут творчество и самореализация! Но поскольку в нашем сознании труд и работа давно синонимы, творческий элемент самореализации личности перемещается в сферу досуга, как бы исключая труд. Есть только работа, которой ты себя порабощаешь, даже если она тебе не интересна и ничего не дает ни уму, ни сердцу, но зато она дает возможность заработать средства на досуг чтобы ты мог его провести так, как тебе хочется. Но в модели общества потребления досуг не подразумевает никакого творческого труда, а значит и личностного роста. Получается, что человек все время играет: в детстве - в куклы или солдатики lego, потом - в другие игрушки. Почему монастырская жизнь в святоотеческие времена была устроена так, чтобы вообще исключить понятие досуга как праздного времяпровождения? Да потому что если ты трудишься Богу, то что бы ты ни делал - метешь ли ты двор, печешь ли хлеб, пилишь дрова, читаешь книгу или молишься - всякое твое действие наполняется смыслом и, в идеале, способствует духовному совершенствованию, которое у великих подвижников превращалось в непрерывный процесс, продолжавшийся даже во сне. Человек есть образ и подобие Бога, а Бог есть Творец (в одном из греческих переводов - поэтос, поэт). Значит, творческое начало в человеке заложено от Адама. Но в любом творческом акте, который совершает Бог, никакого труда нет - то есть, нет усилия преодоления. Не предполагалось его, видимо, и в творчестве человека. Но когда произошла трагедия грехопадения, и человек изменился, ему было сказано, что отныне он будет в поте лица добывать хлеб свой, а значит, любое его действие будет сопряжено с трудом. Даже молитва - как обращение к Богу, как поиск Бога - тоже появляется после грехопадения: ведь Адаму в Раю не нужно было совершать усилие, чтобы общаться с Богом. Но после грехопадения в любой человеческой деятельности появляется элемент преодоления трудностей ради совершения творческого акта. Так, может, нынешний культ досуга - ностальгия по утраченному Раю? Ведь в нашем досуге тоже зачастую нет ни труда, ни преодоления. Но нет и творчества... (Жвачка послаще) Диктатура досуга - это диктатура потребления. Ты потребляешь путешествия, зрелища, развлечения, точно так же, как поедаешь сникерсы, лежа на диване перед телевизором. И ради этого ты готов потратить значительную часть своей жизни, выполняя любые служебные обязанности, которые позволяют получить денежное вознаграждение, оплачивающее твое безудержное потребление. К примеру, что такое сегодня футбол? Это бизнес? Да. Игра? Безусловно. А для профессионального футболиста - это игра или работа? Если он тренируется с утра до вечера и получает за это деньги - работа. А для огромного количества народа, которое приникает к телеэкранам во время матчей - это что? Досуг. Но человек готов целый год вкалывать, чтобы за немыслимые деньги купить билет на чемпионат мира и провести там три дня, размахивая флагом и вопя что-то несусветное. Мы можем возмущаться тем, что богослужения такие длинные - по два-три часа (!), и при том легко провести полдня, бесцельно слоняясь по торговому центру. Или часами смотреть тот же футбол. И у нас даже не возникает вопрос: а что я, собственно, делаю? Общество потребления - это попытка уничтожить саму мысль об аскетизме. Современный человек рассматривает свое время сугубо утилитарно. Ему жаль в воскресенье тратить целых два часа на церковь, время нужно ему либо чтобы зарабатывать деньги, либо чтобы "кайфовать". Это в традиционном обществе Бог рядом, и человек воспринимает Его как нечто "практически полезное", а современный человек готов признавать, что Он там где-то есть, что это важно, красиво, нравственно, но к его повседневной жизни это не имеет непосредственного отношения. У него перед носом висит морковка, которую ему нужно заполучить любыми средствами. Вот только когда цель достигнута, оказывается, что это - всего лишь морковь, и двигаться больше некуда. Диктатура досуга - это порабощение человека этому бессмысленному ничего-не-деланию, при котором не совершается ни духовное, ни душевное усилие для достижения какой-то цели. Это как жвачка - жуешь, но не питаешься. И вроде бы в жвачке нет ничего плохого. Но если ею начнешь заменять еду, то умрешь с голоду. В том, чтобы прошвырнуться по магазинам, выпить в ресторанчике кофейку и поглазеть на фланирующую публику, тоже нет ничего плохого. Но незаметно для себя в это втягиваешься и начинаешь искать "жвачку" послаще или подороже, постепенно теряя вкус к настоящей пище, переставая чувствовать голод, и в конечном итоге погибаешь. Можно ли того избежать? Трудно… Но не невозможно. Если не бояться пренебрежительного прозвища "ботаник" (от "ботать" - в смысле работать), которым в подростково-юношеской среде маркируют человека, предпочитающего, вместо того чтобы "тусоваться" со всеми, заполнять свое свободное время некими осмысленными для него занятиями. В конце концов, человек всегда свободен в своем выборе. Таким сотворил его Бог. И никакие земные "диктатуры" не в силах этого изменить.

Источник: http://dubus.by

Метки: | | | | | | | | | | | |

28 октября 2009

Новости в хронологическом порядке:

5 комментариев
  1. Очень точно написано. Но все люди работают для того, чтобы получать деньги. А вот тратят их все по своему выбору. Кто-то кайфует, а кто-то в Церковь сходит и малоимущим дает, и на Церковь пожертвование положит. У каждого свой выбор и никого не заставишь поступать иначе. А вот на отдыхе любоваться природой созданной Богом — это кайф? Или как назвать? Ведь туда тоже мало ли, много ли, но требуется вложить какие то заработанные деньги.

    Комментарий by elena — 29 октября 2009 @ 20:41

  2. Я читал про одного греческого монаха, окошко его кельи имело потрясающий вид на взморье. Красота — неописуемая. Но он свое окошко заколотил, чтобы не сбиваться мыслями с молитвы.

    Комментарий by Александр Онов — 29 октября 2009 @ 21:15

  3. твой ответ без улыбки не прочитаешь. Ну если кому Божья красота мешает молитвам, то стоит эту красоту забивать. Но я так бы делать не стала. Помолилась бы в одном углу, а потом любуйся Божьей красотой.

    Комментарий by elena — 29 октября 2009 @ 21:46

  4. Различные уровни духовности. Своим поступком он не Божью красоту забил, а показал, что есть несравненно более высокая красота, ради которой можно отказаться от всего.

    Комментарий by Александр Онов — 29 октября 2009 @ 22:20

  5. ну это кто как желает или считает нужным. Все что Бог создал — все хорошо. Главное молится и не забывать о Боге.

    Комментарий by elena — 29 октября 2009 @ 22:33

Leave a comment