Екатерина Чернова. «Оазис Православия в аризонской пустыне»

11_11.jpgПро удивительный греческий православный монастырь преподобного Антония Великого в пустыне американского штата Аризона недалеко от города Финикс я слышала еще в России. Его основал архимандрит Ефрем (Мораитис), афонский монах, который сейчас там и подвизается. Православные рассказывают много благочестивых историй о благодатной силе молитв старца Ефрема, его прозорливости. В Антониев монастырь приезжают паломники со всего света за утешением, с надеждой на мудрый совет в сложной жизненной ситуации, на исцеление души. Многие люди, побывав несколько раз в обители, перебираются поближе к монастырю на постоянное место жительства. Здесь говорят, что сама Святая Гора спустилась на землю Аризоны.
Самоотверженными трудами отца Ефрема в США и Канаде открыто восемнадцать православных обителей с афонским уставом. Говорят, что когда их будет двадцать, старец выполнит таким образом свое послушание перед Господом и его земной путь подойдет к концу.
Духовным наставником старца Ефрема был Иосиф Исихаст (†1959), известнейший афонский подвижник. Его бесценные письма к монашествующим, мирянам и послание к исихасту пустыннику, впервые изданные на английском языке в 1998 году именно в аризонском монастыре, имеют большую внутреннюю силу и помогают внимательному читателю на пути к духовному совершенству...
***
История основания Антониева монастыря уникальна.
Много лет назад на Афон прибыл молодой человек — будущий архимандрит Ефрем. Он вступил в братство старца Иосифа Исихаста, который предсказал юноше, что по истечении некоторого времени он станет просветителем большой страны.
Прошло время. Отец Ефрем стал архимандритом, настоятелем афонского монастыря Филофей. После многих молитвенных вопрошаний подвижника Господь открыл ему, что он призван к проповеди на Американском континенте. В конце 1994 года отец Ефрем вместе с шестью монахами покинул Святую Гору и отправился в далекий путь.
Однажды, уже находясь в США, по пути из Финикса отец Ефрем неожиданно попросил остановить машину. В пыльной и "колючей" аризонской пустыне — в безлюдном обиталище шакалов, гремучих змей и скорпионов — афонский старец услышал колокольный звон. Через некоторое время один состоятельный грек приобрел в этом районе участок земли и пожертвовал его на строительство монастыря. Никто и подумать не мог, что всего через десять лет посреди красных песков и кактусов будут возведены изумительные по красоте храмы, колокольни, колоннады, бельведеры с испанскими фонтанами, проложены тропы, зацветут сады и зазеленеют оливковая рощица и виноградник.
Признаюсь, сама я и не предполагала, что когда-нибудь попаду в Антониев монастырь, но подвернувшаяся вдруг возможность решила все за меня. Помогли искреннее желание и насущная потребность побывать у отца Ефрема. И вот мы направились из Нью-Йорка в Финикс.
***
Мой бессменный спутник в паломнических поездках по Америке — мистер Эндрю Коуркумелис, глава семьи, магистр политологии, директор школы [1]. Старец Ефрем — его духовный отец, поэтому Эндрю едет в обитель помолиться, получить духовный совет и заодно показать мне монастырь. Мистер Коуркумелис — человек блестящего интеллекта и монашеского умонастроения, поэтому наши с ним разговоры вращаются вокруг православного богословия и соответствуют конечной цели поездки.
Дорога неблизкая и сложная — почти 4000 километров через всю страну. За окном автобуса проносятся причудливые ландшафты Пенсильвании, Огайо, Индианы, Иллинойса, Миссури с хрестоматийной рекой Миссисипи, которая почему-то напоминает мне родной пересыхающий Урал…
В городе Сент-Луисе штата Миссури есть поселение выходцев из Германии, которые живут здесь уже третье столетие. По религиозным соображениям они отказываются почти от всех благ цивилизации: не пользуются телефоном, вручную возделывают поля, сами шьют себе одежду — в общем, ведут натуральное хозяйство и здоровый образ жизни. На автостанции мы с любопытством наблюдали за мужчинами из этого поселения: в париках в виде короткого каре с завитыми кверху волосами и в соломенных шляпах, верхом на лошадях — как картинка из учебника истории! Было впечатление, что время здесь остановилось или кинокомпания "Коламбия пикчерз" снимает очередной фильм. Удивительно, в какие крайности впадают люди, желая найти Истину…
Характерная для Америки деталь: радиодикторы на всех автостанциях, отправляя пассажирский автобус в путь, подробно комментируют маршрут и неизменно при этом прибавляют: "Да благословит Господь Америку! Да благословит Господь вас!". Неуловимым образом это скрашивает трудности и придает силы. Вот бы и российские диспетчеры призывали Божие благословение на Россию!..
Мы проезжаем знаменитый Даллас в Техасе, горы Сакраменто в Нью-Мексико, где из-за близости границы с Мексикой приходится пройти паспортный контроль… И наконец — благословенная Аризона. Двенадцать штатов, от восточного до западного побережья Северной Америки, все разнообразие климатических зон и пейзажей пронеслось перед нами…
Последняя остановка, и мы в столице Аризоны, в благоухающем и цветущем Финиксе. Но впереди еще 100 километров мексиканской пустыни Соноры. Безжизненная земля в этой части юго-западного штата принадлежит американским индейцам. От горизонта до горизонта — выжженная солнцем однообразная местность, огромные кактусы, колючки и изнурительная жара…
Но вот как дуновение прохладного ветерка — серебристый крест на горе. Словно чудесный сон возникает монастырь. Мы у цели.
***
С мистером Коуркумелисом мы входим в главные ворота и направляемся к книжной лавке, где проходят регистрацию все паломники. Отношение монахов — сдержанное, но приветливое. Тут же нас знакомят с правилами проживания.
Необходимо соблюдать тихие часы монастыря — с восьми вечера до трех часов утра и три часа после утренней службы. Тот, кто хочет остаться в Антониевой обители дольше десяти дней, должен получить специальное разрешение. На монастырской территории запрещено курить и пользоваться мобильными телефонами. Видео- и фотосъемку можно вести бесплатно — в любое время и в любом месте, но снимать насельников монастыря или его гостей без их согласия не разрешается.
Одежда паломников должна быть скромной и свободной. Внешний вид женщин оговорен особо: запрещено носить обтягивающую одежду (тут же выдают свободные рубашки с длинными рукавами), юбки — длинные, без разрезов. Никаких шляпок или маленьких шарфиков — головной платок повязывается спереди, носить его как косынку или повязку нельзя.
В большой беседке у входа в монастырь висит клетка со всеми любимым зеленым попугаем. Русские паломники научили его говорить "Привет!", и эта милая древняя птица иногда пугает несведущих людей приветственным шепотом на русском и английском.
***
Атмосфера монастыря — атмосфера вневременья. Вся его территория — необыкновенный оазис душистого многоцветья тропических цветов, экзотических птиц и бабочек. Рукотворный рай в пустыне созидается и поддерживается трудолюбивыми насельниками и молитвами духоносного настоятеля, старца Ефрема.
Монахи — в основном греки, один из них говорит по-русски. Зовут его Тарас, но здесь, на греческий лад, называют Тарасиус. С ним мне удалось пообщаться.
Помимо молитвенных трудов, насельники обители несут послушания по приему гостей, трудятся в винограднике и в садах, работают на строительстве и благоустройстве монастыря, в деревообрабатывающих мастерских, занимаются издательским делом.
Так же как в нашей Троице-Сергиевой Лавре, в центре Антониевой обители расположен Крест Господень с источником воды.
Просторные площади монастыря у центрального входа и перед храмами выложены красно-розовыми шлифованными камнями, они словно вырастают из такой же красноватой аризонской почвы. Монастырские дорожки — сплошной лабиринт! Гуляя по ним, можно очень просто заблудиться — спина впереди идущего через пару шагов скрывается в пышной тропической растительности. Дорожки эти прямо символизируют тесные врата нашего спасения среди мирских соблазнов…
В большом саду, недалеко от цитрусовой рощи с молодыми апельсиновыми и лимонными деревьями, построены солнцезащитные теплицы. Удивительно устроен мир — в России, в климате средней полосы, теплицы строят, чтобы уберечь растения от холода, здесь же они служат защитой от нестерпимого солнечного жара!
Вообще, здесь испытываешь некое ощущение нереальности происходящего. Сад цветет и благоухает, а за оградой обители — совсем другой мир. Серо-зеленая масса чахлых суккулентов всех мастей мается под нестерпимо ярким, белым палящим солнцем. Скрюченные ветки карликовых деревьев унизаны, как инеем, серебристыми иголками колючек, а высоченные мексиканские кактусы, словно часовые, охраняют пустыню…
***
Я не знаток архитектуры, но скажу, что разнообразие форм монастырских строений приятно удивляет. Из-за горного ландшафта здания, в основном, строятся на сваях. Например, часть храма во имя великомученика Пантелеимона стоит на земле, а другая "парит" почти на метровой высоте. Кстати, здесь практически ежедневно Божественную литургию служит сам отец Ефрем. Тут же находятся частицы мощей угодников Божиих, а также — честная глава святого Иоанна Русского. В определенное время разрешается прикладываться к святым мощам не через стекло, а непосредственно.
Два больших монастырских храма построены в греческом стиле, один — в сербском и три небольшие церкви выполнены в традициях русского зодчества. "Сербская" красавица-церковь во имя великомученика Георгия Победоносца с черепичными куполами утопает в пышной зелени. Многометровые гладкие пальмы вместе с колокольней окружают ее кольцом, будто хоровод пасхальных свечей. В русском стиле выстроены часовня во имя великомученика Димитрия Солунского и маленький летний храм, освященный во имя преподобного Серафима Саровского, похожий на беседку. "Русские" церкви греческого монастыря очень напоминают екатеринбургские деревянные храмы Ганиной ямы. Все они хотя и небольшие, но очень уютные…
В греческих церквях нет такой пышной позолоты, как в российских храмах, нет фресок на стенах и потолке, столь привычных и милых нашему взору. Здесь все строже: афонские иконы на белых стенах, воздушное кружево деревянной резьбы царских врат и киотов.
Для россиян храм — это белокаменная церковь с золотыми куполами. Греческие же храмы — это праздник красок. Стены их бежевые, красноватые, серо-белые — из бутового камня, майолики, разноцветной мозаики. Вместо златоглавых маковок — причудливая черепица на куполах.
Самый большой и главный храм в Антониевой обители — красно-розовый, с незолочеными светло-серыми куполами. Он посвящен преподобному Антонию Великому и святителю Нектарию Эгинскому, святым чудотворцам. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери "Аризонская". По своей композиции она напоминает "Всецарицу". Вообще икон в монастыре много, в основном они написаны на Святой Горе. Среди них множество икон русских святых. Здесь очень почитают преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского…
В монастырских храмах все устроено на афонский манер: и стасидии — специальные сиденья с высокими резными спинками вдоль стен, и хорос — узорный золотой круг на цепях (как паникадило) в центре храма. Мне сказали, что греки раскачивают его во время праздничных служб — это символ плавания корабля Православия среди суетного мира.
На территории монастыря устроены арки, пандусы, стоят вазы, скульптуры животных и птиц. Возле часовни сооружена колоннада, как в афинских развалинах, только с византийским гербовым орлом наверху. Прямо среди цветущих акаций, пальм, кактусов и алоэ можно увидеть массивные киоты с иконами святых, в честь которых воздвигнуты здешние храмы (удивительно, как краски не выгорают под таким палящим солнцем?!). Возникает впечатление, что вся обитель — большой храм Божий.
Фонтаны и питьевые фонтанчики выполнены в "стиле Калифорнии" — это что-то вроде раннего барокко. Живительная влага смягчает горячий пустынный воздух и предохраняет от обезвоживания. Воды в обители много и хватает на все. В каждой беседке-ротонде есть небольшой фонтан. Это одно из чудес монастыря в пустыне...
Перед закладкой Антониевой обители американские специалисты со всей современной техникой никак не могли найти водоносные пласты. Воды не было! Отец Ефрем указал место, где нужно бурить скважину. Теперь здесь есть источник.
Вечером монастырь озаряется светом многочисленных фонариков. Освещено все — кресты, фонтаны, входы в храмы, колокольни, дорожки, есть даже разноцветный ручеек! Первое впечатление — это сказочный городок детства. Не забыть и аризонских закатов — четко очерченные православные кресты на фоне пылающего солнца. Правда, строгость монастырского уклада, память о смысле поездки не дают развиться мечтательному настроению у паломников. А белые кладбищенские кресты за воротами обители напоминают нам о бренности и быстротечности земной жизни…
***
Попасть на прием к отцу Ефрему не так просто. И разговаривать нужно через переводчика, так как старец говорит только на греческом языке. А сначала нужно идти на прием к иеромонаху Паисию, исповедоваться. Если на встречу со старцем есть воля Божия, то все пройдет просто и благодатно.
О силе молитв отца Ефрема известно далеко за пределами монастыря, поэтому паломников здесь всегда много. Это люди разных национальностей: греки, сербы, американцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, испанцы, палестинцы... Само существование такой православной обители в протестантской Америке есть проявление Божией милости к ее жителям.
Моя новая знакомая Наталия из Калифорнии рассказала, что именно в США осознала свой грех — грех гордыни. И она, и многие другие эмигранты из России взялись в этой стране за работу, выполнять которую на родине сочли бы ниже своего достоинства. Наталия, кандидат философских наук с двумя высшими российскими образованиями, зарабатывает на жизнь репетиторством с дошкольниками. В Америке так: плохо, если ты не закончил МГИМО или институт имени Баумана, потому что дипломы других вузов надо подтверждать. А это значит — снова учиться, для учебы нужны большие деньги... Сначала это было шоком для Наталии, то теперь, переосмыслив свою жизнь, она благодарна Богу.
***
Обитель живет по установленному распорядку. Утренняя полуторачасовая служба начинается в три часа ночи, поэтому спать мы ложимся рано — в восемь вечера отбой. После утрени паломникам раздают артос, благословение отца Ефрема на предстоящий день. Около пяти утра все идут в трапезную, затем следует отдых до обеда. Вечерняя служба начинается в четыре часа дня, а вечером читают акафисты. В церкви висит объявление, что неправославные посетители не должны заходить в храм, но могут оставаться в притворе.
Насельники монастыря и все паломники трапезничают в общей комнате, рассаживаясь согласно иерархии. По традиции воду за трапезой разрешается пить только после того, как старший из монахов позвонит в колокольчик.
Послушания паломники в монастыре выполняют по собственному желанию и разумению. Так как монастырь мужской, то в трапезной послушания несут только мужчины, а женщины могут, например, что-то постирать или навести порядок в гостинице для паломников.
Гостиниц две, женский и мужской корпуса расположены в разных частях обители. Светлые благоустроенные комнаты в женском корпусе рассчитаны на 3-4 человека. В комнатах нет ничего лишнего: белые кровати, тумбочки с настольными лампами, комод, платяной шкаф, небольшие иконы и распятия. На каждом этаже — уютная кухня, на стенах развешаны тексты молитв. В холодильнике есть запас фруктов, так что всегда можно перекусить и пообщаться, не мешая другим паломницам.
К тишине в монастыре относятся ревностно. Необходимо уважать святость и уединенность обители, не мешать молитве, говорить вполголоса. Общение гостей друг с другом происходит в беседках или за оградой монастыря. В беседках же, которых здесь довольно много, паломники готовятся к исповеди.
***
Правила Греческой Церкви более строги по отношению к мирянам, чем правила Русской Церкви. Здесь, например, к причастию не допускается тот, кто состоит в невенчанном браке, даже если в этом браке рождены дети. Кстати сказать, до середины 1980-х годов в Греции официально признавался только церковный брак. За провинности, к которым у нас порой относятся очень мягко (недолжное выполнение молитвенного правила, несоблюдение поста), в обители вполне могут наложить епитимью.
Требы почти такие же, как и в России. Но в записках о здравии и упокоении рядом с именем поминаемого не пишут "младенец", "отрок", "болящий" и тому подобное. Греки считают, что Всеведущий Господь не нуждается в таких уточнениях, ибо видит каждого, о ком возносится молитва. Меня удивило, что в обители служат специальный молебен о некрещеных. Многие паломники, да и я сама, подавали записки с именами своих знакомых, близких и дальних, с надеждой, что когда-нибудь Господь вразумит их и они примут Святое Крещение.
В монастыре хорошая библиотека, много книг — на русском языке. В книжной лавке большой выбор литературы, икон, можно купить самодельные плетеные четки, витые свечи, компакт-диски с церковными песнопениями. Также здесь продают знаменитое цветочное мыло из пальмового масла и козьего молока, которое делают насельники Канадского подворья обители. Здесь варят изумительное прозрачное оранжевое желе из кактусов, по вкусу напоминающее клубничный джем.
***
Обитель расширяется и благоустраивается. Размеренная монастырская жизнь идет своим чередом — в трудах и молитве. Изо дня в день у центрального входа ставят свои автомобили вновь прибывшие паломники, хрустит гравий под их ногами. Они идут в храм по слову Господа: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф, 11, 28).
Наше пребывание в монастыре закончилось. Мы выезжаем за ворота обители, оставляя позади благоухающий остров Православия в безжизненной пустыне, чудо Американского континента. Покидая это благодатное место, мы искренне надеемся на монашеские молитвы и свято верим в помощь небесных заступников.
Вселенское Православие объединяет всех людей, независимо от их национальности, традиций, уклада жизни. Объединяют Господь Иисус Христос и Его Невеста — Церковь. Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас!
Источник: http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru

Метки: | | | | | |

10 апреля 2008

Новости в хронологическом порядке:

5 комментариев
  1. Где-то, когда-то читала, что Православие пришло от греков до рождения Иисуса Христа. Это так?

    Комментарий by Елена — 11 апреля 2008 @ 8:28

  2. Христианства не было до Христа, а в Россию оно действительно пришло от греков тысячу лет назад.

    Комментарий by Александр Онов — 11 апреля 2008 @ 9:12

  3. Почему тысячу? Ведь Православие смешивает Ветхий Завет и Евангелие, т.е. до рождения Христа и после. А от рождения уже две тысячи лет прошло.

    Комментарий by Елена — 11 апреля 2008 @ 9:29

  4. Пишу русскими буквами: христианство возникло 2000 лет назад, к нам пришло 1000 лет назад. Св.Писание включает в себя Ветхий и Новый Завет(т.е.Евангелие). Видишь где-нибудь противоречия?

    Комментарий by Александр Онов — 11 апреля 2008 @ 10:11

  5. Чтобы тебя не раздражать мне лучше ничего не говорить и не спрашивать.

    Комментарий by Елена — 11 апреля 2008 @ 10:19

Leave a comment