Дмитрий Хаустов. «Родосский казус»

212771.jpgКонстантинопольский Патриархат в очередной раз спровоцировал Москву.

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов за последнее время обострились до предела. На их фоне даже диалог РПЦ и Католической Церкви выглядит мирным и неконфликтным.

Константинопольский Патриарх Варфоломей I решил пригласить глав Православных Церквей посетить в октябре Стамбул. Ожидается своего рода «православный саммит в верхах»: встреча Предстоятелей и совместное паломничество по местам проповеди апостола Павла. Понятно, что подобные форумы предполагают принятие совместных документов, заявлений. Для подготовки проекта обращения Предстоятелей была создана специальная комиссия. Ее заседание открылось на острове Родос 19 июня. В числе прочих на него прибыла и делегация Московского Патриархата в составе секретаря Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП) по межправославным отношениям протоиерея Николая Балашова и переводчика Анатолия Чурякова.

Как выяснилось впоследствии, находиться на Родосе гостям из Москвы было суждено недолго. На заседании они обнаружили представителя Эстонской Автономной Православной Церкви (ЭАПЦ), входящей в юрисдикцию Константинополя и не признанной Московским Патриархатом. Совсем недавно, в октябре прошлого года, делегация РПЦ была вынуждена покинуть православно-католический богословский форум в Равенне из-за присутствия на нем делегатов ЭАПЦ. То же самое произошло и на сей раз.

Уже 19 июня ОВЦС опубликовал развернутое заявление в связи со сложившейся на Родосе ситуацией. Делегатам РПЦ, как сообщается, удалось инициировать дискуссию вокруг «эстонской проблемы» в ходе заседания. Представители Александрийского, Иерусалимского, Сербского и Румынского Патриархатов предлагали найти решение, которое позволит делегатам Москвы все-таки принять участие в работе комиссии и не покидать Родос. Однако митрополит Галльский Эммануил (Адамакис) заявил, что вопрос об участии представителя ЭАПЦ в заседании обсуждаться не будет. После этого «московские гости» покинули зал заседаний.

20 июня на официальном сайте Константинопольского Патриархата был опубликован ответный, довольно краткий пресс-релиз Межправославной комиссии. «Мы, представители Православных Церквей, удивлены неточностями, допущенными в официальном заявлении ОВЦС МП в связи с отказом представителей Русской Церкви участвовать в работе комиссии. Изложение событий в вышеупомянутом заявлении не соответствует действительности. Все участники выразили сожаление в связи с решением представителей РПЦ и призвали их остаться на встрече. Они заявляли, что «эстонская проблема» не может быть решена на Родосе – для этого понадобятся переговоры двух Патриархатов, Вселенского и Московского».

В этом же пресс-релизе читаем: «Председатель комиссии (то есть митрополит Эммануил. – «НГР») поинтересовался у делегации Московского Патриархата, означает ли их присутствие на заседании комиссии, что РПЦ изменила свою позицию (sic!) и намерена участвовать в октябрьской встрече Предстоятелей Православных Церквей, или же они намерены присутствовать в качестве наблюдателей». Эти слова нужно понимать так: Патриарх Алексий II заранее отказался от участия в октябрьской встрече, и тем не менее буквально «откуда ни возьмись» на Родосе появляется делегация РПЦ. Конечно, в такой ситуации резонно выяснить, зачем прибыли дорогие московские гости.

Однако в заявлении ОВЦС МП слова митрополита Эммануила об отказе Алексия II от участия в октябрьской встрече названы «необоснованными». Приглашение посетить встречу и принять участие в подготовке проекта обращения Предстоятелей глава РПЦ получил от своего константинопольского «коллеги» 7 мая. В Московском Патриархате думали над ответом довольно долго – он был направлен Варфоломею I лишь 3 июня (сложные взаимоотношения Церквей, по-видимому, стали тому причиной). В своем письме Алексий II выражал надежду на то, что в Константинополе примут во внимание то обстоятельство, что представители РПЦ не могут участвовать в межправославных форумах наряду с делегатами ЭАПЦ. При этом он поблагодарил Варфоломея I за приглашение и назвал имена тех, кто отправится на Родос в составе делегации Московского Патриархата.

Ответа на письмо, как сообщают в ОВЦС МП, не последовало. Может, в Константинополе не получали послания Алексия II? Едва ли. Такие письма не высылаются по электронной почте с риском случайно угодить в спам. С голубями их тоже не отправляют. Значит, в Константинополе письмо читали и заранее решили, что «эстонцы» на октябрьской встрече будут присутствовать. Из чего был сделан вывод, что Алексий II не приемлет условия проведения форума и на берегах Босфора осенью его можно не ожидать.

Действительно, посещения Алексием II встречи Предстоятелей Православных Церквей ожидать едва ли приходится. Но ведь официального отказа со стороны Москвы не было! Похоже, Константинополь просто использует представителей ЭАПЦ в стратегической игре – выдавливает своего конкурента, Москву, с межцерковных форумов, пытаясь тем самым превратить РПЦ в своего рода маргинальную, «непримиримую» Церковь.

26 марта этого года в Цюрихе делегации РПЦ и Константинополя в очередной раз обсуждали «эстонскую проблему». В тексте меморандума, принятого по итогам встречи, говорится: «Обе стороны признали целесообразным в рамках переговорного процесса достигнуть всеобъемлющего соглашения, которое будет включать как решение по вопросу церковного недвижимого имущества в Эстонии, так и решение по вопросу канонического статуса церковных юрисдикций Константинопольского и Московского Патриархатов в этой стране». То есть переговорный процесс идет.

Если обе стороны заинтересованы в мирном и благополучном разрешении конфликта, то им следовало бы избегать резких движений, попахивающих провокацией. Константинополь, участвуя в переговорах, де-факто признает временную «неопределенность» статуса ЭАПЦ. Исходя из этого, совершенно не понятно, почему «эстонцы» приглашаются на разного рода церковные форумы, почему Вселенский Патриархат не желает немного притормозить в этой ситуации...

Ситуация на Родосе рассматривалась на Архиерейском Соборе РПЦ, прошедшем на минувшей неделе. Конфликт между двумя центрами православного мира набирает обороты...

Источник: http://religion.ng.ru

Метки: | | | | | | |

10 июля 2008

Новости в хронологическом порядке:

4 комментария
  1. Политика высших православных Церквей… Когда проходят выборы президента или депутатов страны — идет голосование народа. А здесь о чем мы можем говорить? Мы простые граждане и у нас ни о чем никто не спрашивает никакого мнения. И ни на что мы не можем влиять. Все в политике между Церквями решается без народа. Или я не права?

    Комментарий by elena — 10 июля 2008 @ 20:26

  2. в этом-то и парадокс: без народа, но как бы для народа

    Комментарий by Александр Онов — 13 июля 2008 @ 13:42

  3. И когда на этот парадокс обратят внимания?

    Комментарий by elena — 13 июля 2008 @ 17:56

  4. тут нечего обращать, это мироустройство

    Комментарий by Александр Онов — 14 июля 2008 @ 18:15

Leave a comment