Марина Новакова. «Сыне Божий, причастника мя прими»

113.jpgДумаю, все нормальные родители испытывали подобные чувства, хотели бы видеть своих детей здоровыми и радостными. Мы стараемся дать своему чаду все необходимое: пищу, одежду, образование, казалось бы, продумываем все до мелочей. Но подчас забываем о самом главном в воспитании ребенка — его душе.

Духовная жизнь невозможна без Церкви. Взрослый обычно рано или поздно сам приходит к такому выводу. Но ребенок этого понять не может, и родитель, осознавая полную меру ответственности перед самым дорогим для себя существом, просто обязан сделать за него правильный выбор.

Воцерковление — тяжелый, но необходимый труд, и нужно приложить все усилия к тому, чтобы у малыша оно прошло как можно легче. Начинать надо с себя. Дети не приемлют лжи. Если ребенок будет видеть разительное отличие того, что происходит в храме, от того, что он наблюдает дома, он никогда не сможет стать полноценным членом Церкви. И наоборот, если он будет видеть, что его семья — это "малая церковь", то он естественно и легко войдет в жизнь Церкви как таковой. Тем более что детство — самая благодатная пора, все, усвоенное в это время ребенком, сохранится им на всю жизнь, и ему не придется мучительно искать Истину.

Наверное, я не ошибусь, если назову центром церковной жизни по преимуществу два Таинства: Исповеди и Причастия. В Таинстве Покаяния человек получает прощение от Господа. Причащаясь Святых Христовых Таин — обретает силы для благодатной жизни во Христе. В Таинстве Причастия происходит самое реальное, подлинное соединение со Христом, поскольку исполняется то, о чем Господь сказал в Евангелии: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56).

Когда человек только начинает свой путь в Церкви, многое вызывает у него вопросы и недоумения. Тем больше возникает вопросов у родителей, которые входят в церковную жизнь вместе со своими маленькими детьми. На некоторые из них, а именно те, что связаны с Причащением детей, мы постараемся ответить на этот раз.

Какую роль играет Причастие в жизни детей? Ведь причащаемся мы "во оставление грехов", а какие грехи могут быть у детей?

— Естество каждого человека, независимо от его возраста, поражено той страшной порчей, которую мы чаще всего именуем первородным грехом. Кроме того, мы все немощны и нуждаемся в благодатной помощи Божией. А кто беззащитней ребенка? Он не умеет сам молиться. Его защищают молитвы родителей и молитвы Церкви. Причащаясь, он становится ее частью, и над ним простирается ее материнский покров. До 7 лет ребенок по традиции причащается без исповеди, поскольку считается, что до этого возраста он еще не в состоянии по-настоящему осознать греховность или, наоборот, безгрешность совершенных поступков, а после 7 лет перед Причастием ему необходимо будет исповедаться.

С какого возраста можно причащать детей? Бытует мнение, что ребенка надо крестить на 40-й, а причащать, следовательно, на следующий день.

Крестить ребенка можно сразу же после рождения — как только он будет к этому готов физически. Но на практике крещение чаще всего действительно совершается на сороковой день или же позднее. Сорок дней — период так называемого "послеродового очищения", в течение которого женщина не должна переступать порог храма. По прошествии этого времени над мамой и ребенком должны быть прочитаны особые молитвы (так называемые "молитвы сорокового дня"), после чего мама снова может ходить в храм и участвовать в церковных Таинствах. Как правило, их читают непосредственно перед Крещением. И, разумеется, когда ребенок крещен, то, начиная с этого времени, он уже и может причащаться.

В какой день можно приводить детей на Причастие? Когда лучше приходить?

Причащаться можно в любой день, когда служится Божественная литургия. В больших храмах это утро каждого дня (кроме понедельника, вторника и четверга в период Великого поста, когда литургия обычно не служится). В тех же храмах, где служба проходит не каждый день, лучше узнать об этом у священника заранее. К началу службы с маленькими детьми приходить не обязательно, поскольку они очень устанут сами, будут плакать, и этим утомят окружающих. Но, конечно, и не прямо к Причастию, лучше чуть раньше.

Как часто надо причащать детей и нужно ли родителям всегда причащаться одновременно с ними?

Причащение Святых Христовых Таин благотворно сказывается на ребенке. Чем чаще это будет происходить, тем лучше. По большому счету, если есть такая возможность, то ничто не препятствует причащать их и каждый день. Во всяком случае, причащать детей надо не реже 2 раз в месяц. Родители же причащаются так часто, как их благословляет духовник, после исповеди.

Как подготовить ребенка к Причастию? Нужно ли детям поститься?

Причастие — это Таинство, поэтому к нему должна быть соответствующая подготовка. Для взрослых установлены определенные правила, которые они должны соблюдать неукоснительно. Дети же в силу их возраста не способны выполнить все в полной мере. Однако и в этом случае есть рекомендации, в основном касающиеся приема пищи. Так, грудничков следует кормить за час-полтора до Причастия, детей до трех лет — чуть больше или хотя бы сократить объем завтрака (заменить его на постное печенье и воду). Детей постарше надо удерживать от приема пищи вовсе. Но в любом случае приучать к этому нужно постепенно, следя за тем, как ребенок себя чувствует.

Не менее важно перед Причастием объяснить ребенку (если его возраст уже позволяет это сделать) смысл Таинства, рассказать, как ему нужно себя вести: стоять спокойно, скрестив руки на груди, подходя к Чаше, назвать свое имя, полученное при крещении (светские имена зачастую не совпадают с церковными), и полностью проглотить Святые Дары, а затем спокойно подойти к столику с теплотой и просфорами. Если ребенок не в состоянии запомнить все это, то руководить им должен взрослый, но делать это нужно тихо. Перед Чашей лучше взять ребенка на руки.

Также было бы хорошо, если бы накануне ребенок прослушал молитвы из Последования к Причастию — столько, сколько он сможет выслушать с вниманием.

И, самое простое, но, к сожалению, часто упускаемое из виду: на ребенке обязательно должен быть крестик.

Сможет ли грудной ребенок причаститься Плоти и Крови Христовых?

Грудных детей причащают только Кровью, причем дают совсем чуть-чуть (поэтому Великим постом, на литургии Преждеосвященных Даров, когда верующие причащаются заранее освященными Дарами — частицей Тела Христова, напитанной Кровью, маленьких детей не причащают). Многие выражают сомнение на этот счет, предполагая, что ребенок "недостаточно причастился". Это предположение неверно, так как даже в самой малой частичке присутствует весь Христос. Подходя к Чаше, не надо держать малыша вертикально, поскольку в этой позе ему трудно принять Святые Дары. Лучше положить его на свою правую руку, как при кормлении.

Самых маленьких детей лучше пеленать или крепко держать, чтобы они ненароком не задели Чашу и не опрокинули Ее. Исходя из этих же соображений безопасности маленьких детей к Чаше прикладывать не следует. Вообще, за поведением детей любого возраста в этот момент нужно следить особо. Даже, казалось бы, большие дети, уже не раз причащавшиеся, могут неожиданно сделать неосторожное движение.

Что делать с одеждой ребенка, если на нее случайно попали капли Крови Христовой?

Иногда бывает так, что ребенок после Причастия срыгивает, или его тошнит, или же он просто может выронить изо рта Святые Дары. Конечно, нужно постараться этого не допустить (мама может заметить, при каких обстоятельствах происходят подобные вещи). Но если это все же произошло, и Кровь оказалась на одежде, нужно ее снять и отдать после службы для сжигания, какой бы дорогой она ни была. Поэтому хорошо бы перед Причастием надеть на ребенка нагрудник или салфетку, которую было бы не жалко.

Можно ли причащать ребенка против его воли?

Бывает так, что ребенок отказывается подходить к Чаше или, даже находясь на руках у родителей, вырывается и плачет. Этому может быть несколько объяснений: малыш устал, он голоден, а значит, капризничает, он не понимает происходящего и боится и т. д. У каждого родителя особый подход к своему ребенку. Нужно постараться заинтересовать его, рассказывая дома о Таинствах, жизни Церкви, пересказывая житийные сюжеты. Перед походом в храм создать дома праздничную обстановку. В храме указать на детей, которые причащаются, чтобы ребенок не боялся. Хорошим примером может стать причащение родителей или знакомых. После Причастия можно угостить малыша чем-нибудь вкусным. Если ребенок причастился, надо обязательно похвалить его. И со временем он привыкнет и будет с нетерпением ждать Причастия.

Хотя нужно обратить внимание родителей и на такой очень существенный момент: порой причина подобного поведения ребенка перед Чашей — их собственная жизнь. И потому, собираясь причащать сына или дочь, папа с мамой должны, конечно, подумать, не слишком ли давно исповедовались и причащались они сами.

Когда можно кормить ребенка после Причастия?

С кормлением малыша нужно немного подождать — для того, чтобы Причастие лучше "усвоилось". Детей постарше можно кормить сразу после Причастия и вкушения просфоры, до целования Креста (особенно, если ребенок с вечера ничего не ел и не пил). Но если ребенок в состоянии обойтись без еды до конца службы, лучше его не кормить.

Если у ребенка сильная аллергия, можно ли его причащать? И есть ли риск при Причастии чем-нибудь заразиться?

По-человечески такое волнение понятно, но если родители рассуждают подобным образом, это говорит о том, что они сами не сознают того, что происходит при Причастии. Эти страхи — от маловерия. Конечно, вместо теплоты можно дать ребенку принесенное с собой питье. Но может ли произойти что-либо вредное при приобщении Святых Христовых Таин? Ведь в Чаше не хлеб и вино, а Кровь и Тело Христово, это Жизнь, а значит, здоровье. Не было случая, чтобы Причастие вызвало приступ аллергии или привело к какой-то иной болезни. Если человек верит в то, что хлеб и вино действительно претворяются в Плоть и Кровь Сына Божия, то неужели он может полагать, что при Причащении всех из одной лжицы его чем-то "инфицируют"? И, наоборот, если он не в состоянии поверить, что Господь сохранит его при этом от всякого вреда, то как он поверит в то непостижимое чудо, которое совершается в этом Таинстве?

Источник: http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru

Метки: | | | | |

2 апреля 2008

Новости в хронологическом порядке:

22 комментария
  1. «детство — самая благодатная пора, все, усвоенное в это время ребенком, сохранится им на всю жизнь, и ему не придется мучительно искать Истину.» — не всегда так бывает.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 11:33

  2. Принимать причастие можно всем или только после покаяния?

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 11:37

  3. После 7 лет ребенку исповедываться о чем?

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 11:37

  4. Не понимаю, вино — это кровь Христа и как его давать детям?

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 11:39

  5. Что сказано о детях грудного возраста у меня в голове не умещается. И вообще написано так, как будто все просто, а в жизни с детьми иначе.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 11:48

  6. Кровь Христа, это не кровь поросенка, которую не пьешь из-за брезгливости. Кровь Христа — животворная влага, открывающая дорогу на Небеса.

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 12:07

  7. Сказал слишком мало.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 12:10

  8. предпочитай качество количеству

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 12:22

  9. Я именно о качестве и сказала.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 12:26

  10. Да, младенцам каяться не в чем, но грех молодеет. Можно наблюдать, как в 7-летнего ребенка входит коварство, хитрость и жестокость. Раньше такого не было. Цивилизация. Ожесточаемся.

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 13:42

  11. Здесь ты прав. Ожесточаемся. А грудные дети? Зачем их приводить к причастию?

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 14:06

  12. Он может умереть во младенческом возрасте от внезапной болезни. И сразу попадает на Небеса.

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 14:22

  13. У меня таких мыслей не было. А почему нельзя детей благословлять служителями Церкви? Обязательно надо вином поить? Извиняюсь за выражение.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 14:27

  14. детей благословляют в первую очередь, а опьянения быть не может, т.к. в момент причащения это уже не вино, а Кровь Спасителя и Тело Его

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 15:06

  15. Может ты и прав. Но по поводу грудных детей не могу согласиться.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 15:22

  16. у знакомой мамаши ребенок умер на второй день, хотела причастить, но помедлила, и — все

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 16:29

  17. Значит судьба такая. Вера должна быть прежде всего в душе.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 16:43

  18. на эту тему ведутся богословские споры: где именно сосредоточена вера. В сердце, в душе, в голове… У католиков, и они это не скрывают, вера сосредоточена в голове, они считают, что сперва надо понять Бога, и лишь потом придет вера. А мне кажется, что вера проникает в каждую клеточку нашего тела и оживотворяет его.

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 16:56

  19. «Каждая клеточка тела»- может и так. Я говорю «душа», т.к. именно она уходит из тела, когда придет час.

    Комментарий by Елена — 2 апреля 2008 @ 17:03

  20. уходит

    Комментарий by Александр Онов — 2 апреля 2008 @ 18:03

  21. Все очень интересно. Но я бы не хотела чтобы мой ребенок пил чью-то кровь и ел чье — то тело. Тем более если это тело и кровь Христа. Это жесть ! Если почитать данную статью с включенным разумом, ясно что ничего хорошего в этих обрядах нет. Сатанизм какой-то. Ужас!»ОЙ, какой хороший и добрый человек! Дай-ка я откуда его кровь и плоть!»

    Комментарий by Карина — 16 марта 2015 @ 0:09

  22. Уважаемая Карина!

    Если Вы читали Евангелие, то вспомните, что это Таинство установлено Самим Господом:

    «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. » (Лк. 22:19-20).
    И Он придаёт этом очень большое значение:

    «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:51-56).

    Как для нашей земной жизни мы нуждаемся в пище, так и для жизни вечной — в Причастии. Только надо помнить, что мы принимаем в себя не какой-то «кусочек» Христа — весь Он, живой воскресший Христос входит в нас и живёт в нас. Это есть соединение нас друг с другом и с Богом:
    «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17).

    И если ребёнок уже достаточно большой, чтобы понять, можно сказать ему, что после Причастия в его сердечко войдёт Сам Господь — и надо постараться сохранить его (сердце) таким, чтобы этот Гость там подольше пожелал быть.

    У меня самого четверо детей и причащаются они каждую неделю.

    Попробуйте поговорить со священником о Ваших сомнениях — думаю, он найдёт подходящие слова, которые Вас успокоят.

    Комментарий by Александр — 23 мая 2016 @ 15:25

Leave a comment