Василий Писаревский. «Два пути»

12466p.jpgС позиций православного вероучения, невозможно полноценное исцеление больного вне излечения всей тройственной природы человека – духовной, душевной и соматической. Так стараются работать и православные врачи сегодняшней России, для которых ярким примером светят подвижники прошлого – врач и архипастырь святитель Лука (Войно-Ясенецкий), сестра милосердия Екатерина Бакунина и многие другие.

«В жизни есть только два пути – путь добра и путь зла, и каждый выбирает один из них». Слова эти принадлежат великому хирургу и архипастырю Церкви Христовой святителю Луке (Войно-Ясенецкому), имя которого носит Общество православных врачей России (ОПВР).

Созданное осенью минувшего года, общество сразу определило свой выбор, заявив программной установкой «привнесение христианских ценностей в российскую медицину». И не случайно одним из центральных событий на таком престижном национальном медицинском конгрессе, как «Человек и лекарство», стала подготовленная обществом секция «Православие и медицина».

«Для нас очень важно привлечь внимание к работе Общества православных врачей России широкой медицинской общественности, и прежде всего наших молодых коллег, – говорит председатель ОПВР, известный кардиолог, профессор Александр Недоступ. – Ведь, с позиций православного вероучения, невозможно полноценное исцеление больного вне излечения всей тройственной природы человека – духовной, душевной и соматической. Именно в этом ключе осуществлялась миссия святых мучеников и целителей прошлого, в этом русле стараемся работать и мы, православные врачи сегодняшней России. Еще в середине 1990-х годов в регионах нашей страны стали возникать как реакция на бедственное положение отечественной медицины – вначале немногочисленные, а затем все более набирающие силу – общества православных врачей. Сейчас, когда мы объединились в рамках общероссийской структуры, у нас больше ресурсов и возможностей, чтобы способствовать улучшению медицинской помощи населению. И эта задача решается как по линии духовного врачевания, осуществляемого священнослужителями РПЦ, так и по оказанию профессиональной безвозмездной медицинской помощи, понимаемой нами, пользуясь определением святого Луки (Войно-Ясенецкого), как “служение страдающему человеку”».

На секции «Православие и медицины» были представлены исследования и труды, выполненные рядом региональных членов общества. И, конечно же, первое выступление посвящалось тому, под чьим святым покровительством действует ОПВР.

«Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный»

Так называется презентованная на секции более чем 600-страничная книга, выпущенная в Санкт-Петербурге издательством «Наука» и написанная академиком РАМН и действующим хирургом Юрием Шевченко – президентом Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова Росздрава (Пироговского центра), продолжателем направления, заложенного святителем Лукой в медицине, – гнойно-септической хирургии. Вот как объясняет Юрий Леонидович историю появления своего фундаментального труда:

«В последнее время жизнь и деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого) привлекала многих исследователей, но обычно они стремились к отображению той части его жития, которая больше связана с образом святителя, чем с его работой земским врачом и хирургом. Так что до сегодняшнего дня характеристика его врачебной деятельности продолжала оставаться малоизвестной для большинства специалистов; отдельные публикации отражали разрозненные, наиболее драматические эпизоды такой деятельности, не создавая впечатления ее цельности. Поэтому мы взяли на себя ответственность восстановить основные этапы, в том числе доселе не известные страницы, врачебной работы святителя, без которых облик святителя Луки и хирурга Войно-Ясенецкого в одном лице оставался неполным».

Автор книги убежден в том, что наделенные Божественной благодатью врачи, известные мученики за православную веру, обладали необыкновенным врачебным искусством, которое не поддается объяснению с точки зрения формальной логики и говорит о несомненном покровительстве небесных сил.

Во врачебной биографии святителя Луки также удалось обнаружить несколько свидетельств того же покровительства, например необыкновенное (без обычной подготовки) «рождение» хирурга в год окончания университета и невиданный рост его научной деятельности после посвящения в сан священнослужителя. Отмечен вместе с тем существенный спад научных и практических результатов ученого после добровольного ухода на «покой» с поста архиепископа. И, напротив, возвращение к архиерейской деятельности повлекло за собой невиданное возрождение хирурга и врача-исследователя, апофеозом которого стало награждение Сталинской премией за научный труд, который еще не был опубликован.

Однажды на показательном суде над ташкентскими врачами-«вредителями» (1921 г.) чекист Петерс задал приглашенному в качестве эксперта тогда еще священнику отцу Валентину Войно-Ясенецкому провокационный вопрос:

– Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы видели своего Бога?

– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, – невозмутимо ответил тот. – Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил…

О каких сокровенных глубинах веры и непоколебимости духа говорит этот ответ человека, который спустя несколько лет, во время своей первой ссылки, записал в дневнике: «В это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»!

Более полувека боролся святитель Лука со страданиями соотечественников, облегчая телесную боль и побеждая людские недуги. Видный хирург врачевал больных всюду, где мог. Местом приложения врачебных сил стали земские больницы, военные лазареты и госпитали трех войн, амбулатории и поликлиники, хирургические отделения и институтские клиники, а также тюремные камеры и этапы трех ссылок в годы репрессий в течение 11 лет его жизни. Всюду святитель Лука был открыт для страдальцев, приходя на помощь каждому, кто нуждался в ней. На этом пути ему принадлежало немало научных открытий в разных областях, включая анестезиологию, хирургию и офтальмологию, которые изложены в более чем в 50 научных трудах. И более трех десятилетий подряд он сочетал врачебное искусство с архиерейским служением, исцеляя не только тела, но и души.

Одна из его крупнейших монографий – «Очерки гнойной хирургии» (3-е издание) вышла в свет в 1956 году тиражом 30 тыс. экземпляров и мгновенно разошлась, став раритетом. Ее не смог увидеть только один из советских хирургов: это был сам автор, потерявший к тому моменту зрение. Он создал, по выражению Юрия Шевченко, страстную «проповедь» на тему гнойной хирургии; ею по-прежнему увлечены тысячи врачей в мире. На этом и закончилась врачебная деятельность профессора Войно-Ясенецкого, которая стала одним из ярчайших примеров служения профессиональному долгу.

В Пироговском центре не только свято чтут память о святителе Луке, но и претворяют в жизнь его пророческие предначертания. При жизни он, несмотря на все усилия, не смог создать клинику и кафедру гнойно-септической хирургии. Это было сделано пять лет назад, и клиника, носящая имя архиепископа Луки, является учебной базой кафедры хирургических инфекций Института усовершенствования врачей. Как отмечалось на секции, то, что не удалось предшественникам, остается нашей задачей; что не успеем мы, выполнят те, кто последует за нами.

«Да переходит она из рук в руки…»

И вновь речь пойдет о книге, только изданной более столетия назад и принадлежащей перу протоиерея Петра Полякова.

Привез ее на секцию его правнук – доктор биологических наук, профессор Владимир Пономаренко. Свой труд автор посвятил отцу Иоанну (Кронштадтскому), и на шмуцтитуле размещена благодарственная надпись: «С любовью приветствую появление в свете Вашей прекрасной книги – “Православие как основа жизни”. Да переходит она из рук в руки и да укрепляет в Православии всех, читающих ее. Протоиерей Иоанн Сергиев, 19 февраля 1905 г

Еще Владимир Васильевич доставил в Москву из Петербурга, где он живет и работает, другой семейный раритет – заключенную в резной деревянный ковчег ризу, подаренную великим российским пастырем и проповедником его прадеду. И участники заседания – убеленные сединами профессора и молодые врачи, недавние выпускники вузов, – могли приложиться к этой святыне, напоминающей нам о приближении знаменательной даты – 100-летия со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского, которое мы отметим 2 января 2009 года (по церковному календарю – 20 декабря 2008 г.).

Петр Иванович Поляков был простым сельским учителем, проживавшим в Курской губернии. Он искренне стремился просвещать своих земляков, которые со времени сооружения в их местности пивного завода явно стали предпочитать кружку пива книге. Петр Иванович не захотел с этим мириться и решил написать письмо отцу Иоанну, просить у него совета. Вскоре ответ последовал: отец Иоанн рекомендовал ему организовать общество трезвенности и даже выслал на это дело 200 рублей – большие по тем временам деньги. Так у сельского учителя завязались контакты со «всероссийским батюшкой».

Спустя некоторое время Петр Иванович перебрался в Петербург, где поступил учителем в Ольгинский приют для детей-сирот. Здесь стал глубоко изучать Православие и начал сам писать на православные темы. Возглавил Литейное отделение Общества трезвости, организовал первую в России газету «Трезвость». Ездил в Кронштадт, встречался с отцом Иоанном, и в одну из таких встреч тот благословил его стать священником. Протоиерей Петр Поляков написал около 20 книг, в том числе и ту, самую дорогую, – с посвящением отцу Иоанну Кронштадтскому.

А праздничную ризу отец Иоанн Кронштадтский передал своему ученику как награду, с тех пор она и хранится в роду Поляковых–Пономаренко. Кстати, у отца Петра и матушки Марии было 12 детей, двое из них тоже стали священниками. И, поскольку у Владимира Васильевича отец погиб на фронте, то воспитывал его дед – протоиерей Симеон Поляков. Риза находилась в осажденном Ленинграде, после войны переживала вынужденное «заточение» и лишь с наступлением в нашей стране новых для Православия времен была открыта людям, стала выставляться в питерских храмах.

Несколько лет назад ризу увидели паломники – православные сербы и через год приехали вновь, чтобы подарить под нее специальный ковчег, сделанный из бука в одном из женских монастырей. Так переплелись нити истории вокруг одного из величайших русских святых, который на заседании православных врачей был назван «духовным врачом всея Руси».

Первая российская сестра милосердия

Ею по праву можно считать Екатерину Бакунину, считает Общество православных врачей Тверской области в лице его руководителя и начальника департамента здравоохранения администрации г. Твери Юрия Лошкарева.

Есть в Тверской области старинное село под названием Прямухино, вся история которого связана с родом Бакуниных. Род этот, существующий более 500 лет, вписал много славных страниц в российскую и мировую историю, дав целую плеяду блестящих дипломатов, губернаторов, военных, ученых, литераторов.

Екатерина Бакунина была солидной светской дамой, когда в 1853 году началась Крымская война. Для оказания медицинской помощи раненым основоположник военно-полевой хирургии Николай Пирогов и великая княгиня Елена Павловна создали в Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Здесь Екатерина Михайловна и прошла медицинскую подготовку и в составе 3-го отряда прибыла в Крым. В осажденном Севастополе кровь уже лилась рекой…

«Ежедневно днем и ночью, – писал в своих воспоминаниях Пирогов, – можно было застать ее в операционной, в то время как бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаружила присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». В конце 1855 года Екатерина Михайловна возглавила по его поручению особое отделение медсестер для перевозки раненых в Перекоп. А позднее она получает предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Вместе с почетным назначением приобретает и новые обязанности, в том числе контролировать работу всех временных военных госпиталей, где оставались еще тысячи раненых. Она возвращается в Крым…

Летом 1860 года Бакунина оставляет общину и уезжает в деревню. Здесь, в Новоторжском уезде Тверской губернии, начинается новый, не менее яркий этап ее жизни. В то время одна за другой вспыхивали опасные эпидемии – чумы, холеры, оспы, тифа, унося сотни и тысячи жизней. Население уезда обслуживал всего один врач, и Екатерина Михайловна открывает на свои средства маленькую больничку на восемь коек, ведет амбулаторный прием. К концу уже первого года количество получивших помощь превысило две тысячи, а через год удвоилось и далее нарастало. Так был заложен первый камень земской медицины в Новоторжском уезде.

Прием Бакунина начинала с раннего утра. Днем она в телеге объезжала больных, давала им лекарства, которые мастерски готовила, перевязывала раны. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, который отличался от других в губернии тем, что здесь не взималась плата за медицинское обслуживание. В своей благотворительной деятельности она руководствовалась девизом: «С именем Бога – всё для людей».

В 1877 году началась русско-турецкая война, и Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, была востребована руководством российского Общества Красного креста. Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестер временных госпиталей. Ее деятельность здесь была еще более обширной, чем в годы Крымской войны. В 1893 году, за год до смерти (а умерла Бакунина, перешагнув через 80-летие), она написала живые и яркие «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины». Такова была эта удивительная женщина.

За годы правления иванов, не помнящих родства, имя Екатерины Бакуниной практически было предано забвению. Сегодня лучшие медсестры России награждаются международной медалью имени современницы Бакуниной – англичанки Флоренс Найтингел, вошедшей в историю мировой медицины как героиня той же Крымской войны и создательница системы подготовки медсестер в Англии. Уже не первый год департамент здравоохранения г. Твери и Общество православных врачей Тверской области пытаются исправить эту несправедливость и увековечить в добрых делах имя Екатерины Бакуниной – бескорыстной врачевательницы простых русских людей.

На секции были озвучены предлагаемые конкретные меры, в том числе

– учреждение серебряной медали Е.М. Бакуниной – для повышения статуса профессии медсестры и награждения лучших сестер милосердия;

– присвоение имени Екатерины Бакуниной Тверскому медицинскому колледжу и учреждение Бакунинской стипендии для лучших студенток.

Итак, перевернуто несколько славных страниц отечественной истории по разделу «Православие и медицина». Как хорошо, что это произошло «здесь и сейчас», в наше бурное время, когда есть немало проблем, требующих неотложного решения. Быть может, возвращение к нашим истокам и поможет их разрешить…

Источник: http://www.pravoslavie.ru

Метки: | | | | |

19 мая 2008

Новости в хронологическом порядке:

3 комментария
  1. К сожалению, сейчас мало где встретишь в медицине таких людей как Е.Бакунина. Везде ждут подачки. И обслуживание в поликлиниках и больницах, далеко не такое как хотелось бы (я говорю о Москве). Очень много пишут бумаг, а лечения практически нет. Медицина в канцелярию превращается. И редко какой врач лечил бы с помощью Бога и делал бы все для людей. Почему так происходит?

    Комментарий by elena — 16 июня 2008 @ 22:44

  2. Коммерционализация общества, многие врачи не любят свою работу, они любят деньги, а их-то государство им и не платит. Отсюда наплевательское отношение к пациенту.

    Комментарий by Александр Онов — 19 июня 2008 @ 18:10

  3. Печальный факт.

    Комментарий by elena — 19 июня 2008 @ 22:09

Leave a comment