о.Михаил Шполянский, протоиерей. «Открывая дверь: Евангелие»

resize_of_img_6977.jpg«Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24) — конечно, в смысле «помоги преодолеть мое неверие!» Вера — это вся жизнь, вера — это полнота мироздания, вера — это глубина неисчерпаемая бытия. Не следует думать: «Вот, я буду верить в совершенстве, избавлюсь от грехов, а тогда уже пойду в Церковь». Вера — это путь. Вера — это жажда.

Отец бесноватого юноши, о котором рассказано в девятой главе Евангелия от Марка, дошел до отчаяния, ибо ничем не мог помочь своему несчастному сыну. Даже ученики Христовы не могли исцелить больного — у отца было горе, но не было веры. И вот последняя надежда — Христос. «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию …и он (отрок) встал» (Мк. 9, 23–24, 27). Желание уверовать принято Господом как вера, и с этого — горячего, искреннего, деятельного желания — начинается вера. Ты хочешь обрести веру? Не жди каких-либо откровений свыше, сделай шаг к Богу, и уже это будет твоя вера…

И, конечно же, этот первый шаг — Священное Писание [1] . Евангелие. Благовестие. Фундамент христианского вероучения. Нередко ныне можно встретить человека, считающего себя христианином, и ни разу в жизни не прочитавшего Евангелие. Невероятно! Возможно ли быть математиком, не зная арифметики?

Можно ли, не зная алфавита, считать себя знатоком литературы (не по сериалам же!)? Как можно быть христианином, не удосужившись услышать Христа? Никакое внешне-обрядовое христианство (колядки, верба, освящение яблок и пр.) не приведет вас ко Христу. Не зря в нашем по многим признакам уже постхристианском обществе столь комично-трагично путают карнавальный Валентинов день с днем памяти святого мученика Валентина, а «иванокупальными» игрищами заменяют празднование Рождества Предтечи Господня Иоанна. Итак, путь ко Христу должен, безусловно, проходить через те врата, которые Он Сам для нас открыл. Откровение: Благая Весть о спасении — спасении из дурного коловращения смертного безбытия, Благая Весть о даровании утерянного рая.

Кое-кого смущает архаичность текста Священного Писания. Но это более отговорка при нежелании приложить минимум усилий. Церковь пользуется русским переводом текста Библии полуторавековой давности (так называемым «синодальным переводом»), соответствующим нормам языка Пушкина и Гоголя (не комиксами ведь мерить труд чтения!). Впрочем,   возможно и чтение одобренных Церковью новых переводов Евангелия (например, труд замечательного ученого и христианина академика С.С.Аверинцева), а на начальном этапе – и   пересказов Евангелия.

Начинать чтение нужно именно с Четвероевангелия, ибо, начав с Ветхого Завета, можно до Нового так никогда и не добраться. А ведь именно Новый Завет дал Господь людям в обетование их спасения, тогда как Ветхий Завет был исполнен Рождеством Иисуса Христа. При первом (и даже первых) чтениях неизбежно будет множество неясностей, а, возможно, и сомнений или даже соблазнов. Это естественное следствие бесконечной глубины и многомерности текста, а также незнания современным читателем исторических реалий жизни эпохи Христа. Смущаться этим не следует: приходит время, и все становится на свое место. При чтении Евангелия очень помогает совет митрополита Антония Сурожского; я постараюсь его сейчас пересказать:

К чтению светской литературы подход, как правило, вполне определенный: все понятное мы прочитываем и в меру сил усваиваем; в том же, что не понятно, пытаемся разобраться, остановив на нем пристальное внимание. Подход к чтению текста Священного Писания должен быть диаметрально противоположным: прочитав что-либо нам не понятное, не следует на этом задерживаться (это то, что сейчас не существенно для нашей души), но будем читать далее — до тех пор, пока сердце не отзовется на какие-либо слова Христа. С этими словами в этот момент Сам Бог обращается к Вам — что же может быть более! При первом прочтении Нового Завета таких мест может быть всего три – пять, но как уже и этого много для души! Дочитав таким образом первый раз Четвероевангелие (читать должно только последовательно; и не важен темп, но важна регулярность), возвращаемся на первую главу Евангелия от Матфея — и начинаем следующий круг чтения —   и что-то новое коснется нашего сердца.

Прочитав эти тексты два-три раза можно приступить к Деяниям, затем, еще более войдя в жизнь Церкви — воцерковившись, перейти к Посланиям. Конечно, при возникновении вопросов хорошо обращаться за разъяснением их как к специальной литературе, так и к знающим людям. Однако умственное осознание ни в коем случае не должно ставиться во главу угла — воздействие слова Священного Писания сродно молитве: оно проникает и освещает самые глубины человеческой души. По свидетельству святых отцов, чтение Евангелия ограждает человека от прилога бесовских сил и даже очищает духовную атмосферу.


[1] Священным Писанием называется Библия. Библия состоит из Ветхого (духовная история мира от сотворения до эпохи Христа) и Нового Заветов. Новый Завет содержит непосредственно Евангелие (так называемое «Четвероевангелие» — четыре повествования о жизни и Воскресении Христа, рассказанные Его учениками, Книгу Деяний апостолов, Послания апостолов и «Откровение св. Иоанна Богослова», или Апокалипсис).

Источник: http://www.pravmir.ru

Метки: | | | | | | | | | | |

18 июля 2008

Новости в хронологическом порядке:

1 комментарий
  1. Эту книгу надо читать последовательно и в тишине. Но в нашей суматошной жизни трудно регулярность найти. Понимаю, что ответом будет: «это отговорки, время найти можно». Можно найти время, но не регулярно. Ведь в конце рабочего дня голова уж плохо соображает, да если еще не один живешь. Нет ни времени, ни спокойствия, ни регулярности. А прочитать, конечно, обязательно надо.

    Комментарий by elena — 19 июля 2008 @ 7:41

Leave a comment