Александра Никифорова. «Остановка «Матушка»

16590p.jpgБеседа с епископом Липецким и Елецким Никоном

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» (Евр. 13: 7). На преемственности духовного опыта от учителя к ученику, от одного поколения верующих к другому зиждется верное устроение нашей церковной жизни, жизни во Христе. После закрытия и уничтожения в XX столетии русских монастырей многие их насельники продолжали, живя в миру, принимать верующих.

– Владыка Никон, в Тамбовской и Воронежской областях подвизались старцы закрытой Глинской пустыни, некоторых женских обителей. Многих из них Вы знали лично…

– Когда почти все духовенство было сослано в тюрьмы и лагеря, на плечи старцев и стариц легло окормление людей, направление их на духовную стезю. Некоторых из них я знал. Интересно я попал к ним. Я работал на заводе, и каждый отпуск ездил по святым местам: начинал от Троице-Сергиевой лавры, оттуда ехал к блаженной Ксении в Санкт-Петербург, затем – в Пюхтицу, из Пюхтицы – в Вильнюс, в Духов монастырь, из Духова монастыря – в Почаевский мужской монастырь, а оттуда – самолетом на Воронеж. И вот когда я был в Вильнюсе, протоиерей Максимилиан мне и говорит: «А у вас есть матушка, схимница, она ко мне приезжала». Так я услышал про матушку.

В 17 лет у нее отнялись ноги. Она ездила по всем курортным местам, чтобы исцелиться. А потом стала ездить по святым местам. Попала в Вильнюс, в монастырь, останавливалась у отца Максимилиана… Потом стала жить в Тамбовской области. Туда ходил автобус «Грязи – Шумиловка» с остановкой «Матушка». Почти каждый день к ней приезжали 40–50 человек. В основном это были люди, страждущие духовными недугами. Матушка читала Евангелие. У меня есть фотография, где она на улице, сидя в колясочке, раскрывает одно Евангелие, раскрывает другое Евангелие. Люди становятся на коленочки, она кладет Евангелие на головы им и читает. После нескольких таких вычиток люди освобождались от своих недугов.

Однажды у моей сестры заболел грудной сын. Было вот как: мама принесла на холодец голову теленка, ребеночек как на нее взглянул, так сразу с ним случился припадок, пена изо рта пошла. Врачей вызвали, укол сделали, успокоили немножко. Но время от времени припадки повторялись. И сестра попросила меня поехать с ней к матушке. Поехали мы на автобусе, приехали в село Евграфово Тамбовской области. Внизу речушка маленькая протекает, около одного домика много людей. Мы поняли, что здесь и живет всем известная матушка.

– А в каком году это было, владыка?

– Около 1970 года. Мы пришли. Низкая деревенская изба, сени, закоулки, прихожая небольшая, потом комната, где матушка спала. Зашли к матушке: стоит где-то метр шестьдесят или метр семьдесят высоты афонская икона Иверской Божией Матери, в святом уголке множество икон, лампадка. На потолке икона Святой Троицы под стеклом, ангелы. Я и в храме не видел того, что у нее увидел. Подошел, она меня благословила. Взяла Евангелие и почитала над младенцем.

Так первый раз мы приехали к матушке с сестрой, а потом стал я ездить один. Я работал тогда по скользящему графику: четыре дня работаю, два дня выходных. В выходные и приезжал туда, помогал, работал по металлу, по дереву, всего понемножку. С матушкой жили четыре послушницы, и, конечно, мужские руки им были нужны. Матушка меня полюбила и однажды сказала своим послушницам: «Это наш, рода нашего». Я сначала не понял, что за «род». А потом дошло: они же все монахини, и мне, вероятно, быть монахом.

Летом они жили в деревне Шумиловка. Километрах в семидесяти от нее находится станция «Оборона» Тамбовской области, село Мордово. Там и по сей день стоит великолепный храм архангела Михаила. Матушка говорила о нем: «Второй Иерусалим». В нем было много замечательных афонских икон. Его на какое-то время закрывали, а потом открыли. Хотели взорвать, но храм громаднейший – не удалось. Вот матушка и ее послушницы купили старенький домик возле этого храма. Я помогал его восстанавливать. Они жили там летом. По вечерам вместе читали монашеское правило. Вот как-то говорят мне: «Коля, почитай вечерние молитвы». А мне так хотелось петь, и я нараспев стал читать молитвы! Они целый день с народом, всех нужно принять, накормить, уложить – и вдруг я тут начинаю петь! Сестры терпеливо так с ноги на ногу переминались, дождались все же, когда я прочитал до конца. Тогда схимонахиня Ефросинья, она и сейчас жива, говорит: «Коль, ну, дома-то ты можешь так читать. Но мы тебе нигде не советуем так читать. И в храмах ведь читают быстро». После этого, конечно, я так больше не читал.

Приезжающие занимались кто чем, но молитва всегда была обязательной. И утренние молитвы, и вечерние не опускались. И всегда либо кто-то из приезжих, либо кто-то из матушек читали Псалтирь. Конечно, власть предержащим было тошно от появления какой-то непонятной общины. Приезжали, забирали матушку в милицию, спрашивали: почему принимаешь людей, кто тебе разрешил? Побудет она несколько дней в милиции, потом ее отпускают. И опять тянулись к ней люди.

Постепенно она стала давать мне адреса; допустим, к одной матушке поехать, к другой, в монастырь… При монастыре батюшки были, к батюшкам посылала, в Троице-Сергиеву лавру к игумену Трифону; тот меня знакомил с другими. Помню архимандрита Паисия, он меня в татарский корпус позвал, говорит: «Смотри!» А у него были такие висячие железочки и канареек много. Он – раз! – начал по этим железочкам какую-то мелодию наигрывать. Как канарейки начали петь! «Смотри, я замолчу – и они молчат, заиграю – они начинают петь». Ну, до того мне понравилось!..

Вот так я начал ездить по монастырям по благословению матушки, и она всегда радовалась этому. На производстве я работал восемь лет, и за это время, конечно, многие места посетил. Мне очень нравился Псково-Печерский монастырь, архимандрит Алипий. Это были 1970–1972 годы. Он всегда принимал меня. Любили меня, потому что я физически мог трудиться. Однажды приезжаем в Псково-Печерский монастырь, а крышу ураганом сорвало. Ко мне подходит иеромонах Михаил: «Ты не поможешь?» А я: «С удовольствием!» И все сделали, покрыли крышу. Тогда меня уже стали, как брата, с собой помещать в спальни, на трапезу. Все это произвело на меня такое впечатление… Сравнил я со своим заводом, где меня все время продвигали в парторги, там надо было за всеми ходить, упрашивать или ругать… А здесь все на добровольных началах. Хочешь молиться – помолись, хочешь молиться с огоньком – зайди, помолись так, чтобы потом воздыхания были. Все зависит от твоего настроя.

Когда матушку похоронили, я узнал, что перед смертью она сказала схимнице: «Мария, отведите Николая к отцу Власию». Игумен Власий служил в Бурдино Тербунского района, я там жил около полугода, а потом он сказал мне: «В семинарию нужно поступать». И мы, трое юношей, поехали в семинарию, в Троице-Сергиеву лавру…

– Владыка, Вы ведь учились в Одесской семинарии?

– Получилось вот как. Я пришел на письменный экзамен, тема – обращение апостола Павла на пути в Дамаск. Я знал почти что каждое слово об этом в Евангелии. Но на экзамене у меня отказала шариковая ручка. Начинаю ее расписывать, а студенты возмущаются: не мешай, мол! Вот и получалось где жирно, где блекло. Про такую «писанину» что угодно можно было подумать, ну, мне и поставили «тройку». Остальные экзамены на «отлично», а за этот – «тройка». И вывесили – «не прошел по конкурсу». Такая обида была! Представляете, обида на Бога! Почему Господь не помог? Я же ведь пошел не ради чего-то, а чтобы быть служителем Божиим. Оставил все документы, сел и уехал.

А в Одесской семинарии был недобор, и получилось так, что в отделе кадров Троице-Сергиевой лавры работал брат отца Палладия, секретаря Одесской семинарии, который взял да и отослал туда документы шести человек. К концу сентября приходит вызов: «Вы зачислены в Одесскую духовную семинарию». Одесская духовная семинария – это же на берегу Черного моря, «курорт»! Я приехал туда в начале октября. Оказалось, ректор наш был из Бурдино, сейчас он митрополит Агафангел, а тогда был архимандритом. Приняли, поговорили. Я отучился месяц в первом классе, и меня по моим знаниям перекинули во второй. Так семинарию я окончил за три года…

Источник: http://www.pravoslavie.ru

Метки: | | | | | |

17 мая 2008

Новости в хронологическом порядке:

1 комментарий
  1. У Владыки была определена жизнь Богом и Он его привел в монастырь для служения Ему.

    Комментарий by elena — 19 июня 2008 @ 22:46

Leave a comment