Александр Онов. «Особенности научной психологии»

p12.jpg

Для Бога нет понятия времени. Бог существует вне времени, вне пространства и вне категорий, которыми мы привыкли оперировать в повседневной жизни. Бог как бы растекается между прошлым, настоящим и будущим, Он охватывает собою все три, так было всегда, и невозможно, чтобы это прекратилось.

Православная психология рассматривает человека с точки зрения вечности, с точки зрения наследования человеком Царствия Небесного, для которого он предназначен, для чего и было пришествие Христа Спасителя в мир, Его проповедь, страдание, смерть и воскресение. Православная психология в корне отличается от традиционной светской. Врач, закончив обычный ВУЗ по соответствующей специальности, дает клятву Гиппократа, исполнен решимости жертвовать собою ради человечества, исцелять людей силою приобретенного знания искренне, но вне Церкви, вне религии, и вне Бога.

Вообще, с гражданской медициной происходит довольно комическая ситуация. Врач лечит человека, прекрасно понимая, что его пациент, даже выздоровев, спустя некоторое время отойдет в небытие, исчезнет, испарится, раствориться с перегноем земным, т.е. результаты врачебного труда как бы бессмысленны – приходится лечить то, чему не суждено жить.

По большому счету научная психиатрия, психология и психотерапия как дисциплины дискредитировали себя. За примерами далеко ходить не надо: советская психиатрия 70 лет своего безбожного существования носила не лечебный, а исключительно карательный характер, в лабораториях разрабатывались соответствующие препараты и методики, направленные на подавление воли, убить в человеке желание сопротивляться и бороться, покорить, подчинить системе и господствующей идеологии. В психушки помимо реально больных попадали вольномыслящие, свободолюбивые и неординарные люди (в том числе и верующие), зачастую одного карательного медикаментозного курса оказывалось достаточно, чтобы превратить их в бессловесных животных без имени и прошлого, без взглядов и собственного мнения.

В атеистической психологии происходила не меньшая путаница в терминах и понятиях. С течением времени появлялись новые теории, вокруг них кучковались последователи и сторонники, на смену этим теориям приходили другие, более передовые, врачи-психологи тут же меняли профессиональную ориентацию, приценивались и присматривались, но единства взглядов не могут отыскать и по сей день. Существует множество психологических школ и направлений, конкурирующих между собой за право самого веского слова, некоторые из них довольно реалистичны и правдоподобны, но – не абсолютны. Помню, в юности приятель сказал мне: «Саша, не ищи абсолюта, его нет, только потеряешь нервы, силы и здоровье на бесплодные поиски. Абсолюта не существует, не ищи его». Каждое нововозникшее направление психологии ищет этот самый пресловутый абсолют и, действительно, не находит.

Сперва была примитивная механистическая теория Декарта, суть которой в том, что будто бы информация, доставляемая органами чувств, стекает в головной мозг, и оттуда по тончайшим трубочкам «животные души» проникают в мышцы, надувая их и одергивая конечность.

В 1879 году Вильгельм Вундт открывает в Лейпцигском университете лабораторию экспериментальной психологии, где пытается изучать структуру сознания на научной основе. Приверженцы элементаристской теории Вундта считали, что основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства. Однако эта теория очень быстро расписалась в своей несостоятельности, т.к. сознание не может слагаться из застывших элементов, оно все время в процессе развития и изменения.

Природа не терпит пустоты, она ищет заполнения. На смену Вильгельму Вундту приходит адаптационная теория американца Уильяма Джеймса, в которой внутренние феномены психики отодвинуты на 25-ый план и внимание сосредоточено на внешней стороне поведения человека. Просвещенная аудитория быстро раскритиковала Джеймса за «отсутствие объективности», и тогда было предложено новое психологическое направление известное под названием бихевиоризм. В нашей стране основоположником бихевиоризма стал И.П.Павлов, а за рубежом – Дж.Б.Уотсон. Таким образом, психология из науки о функциях превратилась в науку о поведении.

Уотсон высказывается, что психологию можно считать наукой лишь когда будет выработан объективный подход к исследуемым явлениям, когда мы будем иметь количественный, а не качественный анализ ситуации. Уотсон считает нелепым изучение предметов, не поддающихся объективному исследованию, под «предметом» имея ввиду сознание. Поведение же исследовать вполне возможно, достаточно уложить его в простейшую формулу «стимул-реакция». Смысл бихевиоризма в том, что любое поведение определяется своими последствиями, достаточно произнести: «Я делаю только то, что мне приятно, и тщательно избегаю неприятностей», согласиться со своей стопроцентной зависимостью от среды и поверить, что в мире нет никакой свободы действий и выбора. Но как православному человеку распрощаться с Богом дарованной свободой и личностной неприкосновенностью (Богоподобием)? Как хаотическую непредсказуемую и бесконечно меняющуюся среду превратить в своего законодателя?

Подлинной же вершиной бихевиоризма стала теория социального научения, которая появилась в 70-ых годах двадцатого столетия и утверждала, что все наши действия, целиком и полностью формируются социальной средой, иными словами внутренние проблемы человека переводятся с рельс психологических на рельсы социальные. Выход простой и недвусмысленный, чтобы особо не ломать голову. Оказывается для достижения успеха достаточно правильно рассчитывать последствия своего поведения, и строго следовать этим расчетам.

Вторая половина прошедшего столетия вообще весьма плодовита на психологические «открытия». Это связано с появлением уникальных технических возможностей, позволяющих заглянуть в святая святых, в человеческий мозг, мы разобрались с механизмами работы высшей нервной деятельности, появились химические препараты, способные регулировать деятельность мозга. Более того: теперь мы обладаем новыми разработками в генетике, которая и вовсе готова объяснить наш образ жизни имеющимся генофондом, снимая с человека всякую ответственность за его поступки.

Возникли биологическое и психофизиологическое учение о психике человека, однако больше всего приверженцев в 1975 году, после выхода книги Уилсона завоевала социобиология. Ее основатель утверждает, что человек всего лишь машина, обеспечивающая сохранность генов, а разные формы поведения – стратегия для наиболее активного распространения этих генов. Какая к черту мораль или нравственность может быть, если для сохранения и передачи потомкам генофонда все средства хороши. Неважно, каким будет человек со своим внутренним миром и неповторимыми особенностями; если выжил, значит уже нормальный и достойный для следующих поколений, но мысль о такой «нормальности» претит всякому православному. Становится страшно от такой «нормальности». «Нормальность» эта дышит Апокалипсисом, в ней видится черная бездна, где ни наукам, ни рассудку нет места и пространства.

Определенный интерес представляет гештальтпсихология, возникшая в начале двадцатого века в Германии. Проповедник этой теории, господин Келлер решил, что окружающий нас мир состоит из организованных форм, и наше восприятие мира также организованно. Келлер доказывает, что индивидуум не просто машина, слепо реагирующая на внутренние и внешние факторы, ему доступно гораздо большее, мир является организованным целым, а не просто суммой его частей, в человеке изначально заложено это стремление к целому. Как говорит владыка Полоцкий и Глубокский Феодосий, душа по природе своей христианка, до тех пор, пока она не найдет целостности и гармонии во Христе Иисусе, не может успокоиться.

Однако приведенные научные концепции, включая гештальтпсихологию, рассматривают психику с точки зрения рацио, в них совсем не отводится места для гораздо более важной стороны психической жизни человека – эмоциям. Впервые попытался объяснить динамику личности австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Оказывается, наше поведение подчиняется подсознательным силам, которые он назвал влечениями, подавленными желаниями, по преимуществу сексуальными. Фрейд овладел умами миллионов, настаивая на том, что именно либидо (сексуальная энергия) заставляет человека действовать, дает ему силы жить, создавать шедевры архитектуры и всевозможных искусств, одним словом – созидать. «Это было бы смешно, кабы не было так грустно»,-- цитирую классика. Дело в том, что в своей врачебной практике господин Фрейд имел контакт исключительно с психически больными людьми, едва ли речь шла о развитии их личности или адекватном восприятии окружающего мира. Фрейд описывал историю болезни, регрессию своих пациентов и завершение их сознательного существования, а мир принял его писульки как руководство к действию.

Особое место в длинном ряду механистических теорий личности занимают гуманистическое и социально-психологическое направление. Гуманистическое родилось в 60-ых годах в Калифорнии и сразу завоевало массу поклонников. Очень точно формулирует его суть М.Я.Дворецкая: «Вся проблема в обществе с его с его запретами и чуждыми ценностями. То ли дело анархия, твори, что хочешь, и главное не фиксируйся на том, что это может кому-то не понравиться, это их личная трагедия».

Здесь приходит на ум Евангельский эпизод о подати кесарю. Единственной лаконичной фразой Христос наводит полную ясность во взаимоотношениях индивидуума и общества, человека, как социума, и его государства. Старейшины иудейские задавали Иисусу коварные и лукавые вопросы, желая уловить Его в словах, чтобы обвинить перед народом или перед римской властью. Они спросили: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?». Если Иисус ответит, что платить подать следует, то этим вызовет гнев народа, т.к. евреи признавали свои царем только Бога. Если скажет, что платить подать кесарю не надо, то Его сразу можно будет обвинить перед римским начальником, как возмутителя народа против римской власти, как противника кесаря. Иисус Христос же, зная их лукавство, сказал: «Что вы искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платите подать». Они принесли ему динарий. Спаситель спросил: «Чье это изображение и надпись на нем?». Они ответили: «Кесаревы». Тогда Иисус Христос сказал им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Бог говорит, что дисбаланса между личностью и средой нет, если жить в гармонии с Вселенским Разумом конфликта «человек-общество» не возникает. Анархия, протест, несогласие – измышления порченного грехом рассудка. А ведь анархические постулаты психотерапии Карла Роджерса стали сегодня в российской лечебной практике не только популярными, но и едва ли не культовыми. Это объясняется еще и возросшим темпом жизни, когда не хватает времени раскладывать возникающие проблемы по полочкам и разбираться с ними, проще «забить» на все одним махом и продолжить бег к своему благополучию по человеческим головам.

Другой гуманист по имени Абрахам Маслоу также указывает на социальные корни душевных болезней. Он утверждает, что невозможно реализовать себя, как личность, если мало кушаешь и плохо спишь, если окружающие паразитируют на тебе, не любят, не уважают, унижают и непонятно, как с этими неприятностями бороться. А ведь это история Господа нашего Спасителя Иисуса Христа, Который пришел в мир в уничижении, родился в пещере для скота, был преследуем и гоним, не имел «где Главу подклонити», страдал, Безвинный был распят, и, претерпев смертные муки, воскрес, чтобы открыть человекам врата в Царствие Небесное.

Евангелие замечательно показывает роль человека в обществе и то, до какой степени общество с его властью может влиять на сознание индивидуума, на его судьбу и жизнь. Вот что говорит на эту тему «Закон Божий» в составлении протоирея Серафима (Слободского): «Когда первосвященники и служители увидели Иисуса Христа, то закричали: «Распни, распни Его!». Пилат же говорит им: «Возьмите Его вы, и распните, а я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали Ему: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Услышав такие слова Пилат еще больше испугался. Он вошел с Иисусом Христом в преторию, и спросил Его: «Откуда ты?». Но Спаситель не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить тебя?». Тогда Иисус Христос ответил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».

Богочеловек показывает, что мир устроен премудро, и причину внутренних нестроений следует искать не вовне, а именно внутри себя самого, в глубине сердечной, в заблуждениях ума, которые суть следствие искаженной грехом человеческой природы. Это повальное стремление нынешнего века переиначить всех и вся, кроме самих себя, такое стало возможным из-за потери духа «плоть оживляющего», мертвая психология диктует свои законы для мертвых.

Чем же занимается социальная психология? Блестяще справляется с этим вопросом М.Я. Дворецкая констатируя, что социальная психология изучает, каким образом наши мысли и чувства формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга, как устанавливаются связи, как происходят социальные изменения, как создается лидерство некоторых индивидуумов и откуда берется подчинение их авторитету. Знания, выработанные социальной психологией, широко используются под благовидным термином «управление», или, проще говоря, манипуляция окружающими с целью приобретения наибольшей выгоды для себя. Социальная психология подготовила прочный фундамент для возникновения НЛП (нейролингвистического программирования), явления чисто бесовского, Богопротивного, не имеющего с Христианством и Православием ничего общего.

Ошибка научной психологии, ее механистичность и искусственность кроется в неправильном подходе к Человеку, как образу Божию, как творению Великого Творца, как наследнику Жизни Вечной. Научная психология в оценке личности использует метод дихотомии «тело-психика». В то время, как святоотеческая православная психология стоит на трихотомии «дух-душа-тело». Творец в Священном Писании и Священном Предании Сам раскрывает нам устройство Своего творения, и рассказу о Его премудром богоустройстве я намерен посвятить отдельную статью.

Метки: | | | | | |

24 марта 2008

Новости в хронологическом порядке:

Комментариев нет

Leave a comment