Александр Онов. «Что думает Православная Церковь об алкоголизме?»

ale.jpgСвятейший Патриарх  Московский и всея Руси Алексий II: «Традиции внешнего порядка, сформировавшиеся в подобных обстоятельствах, не имеют принципиального значения. Если люди, нуждающиеся в исцелении от страшной язвы, обращаются душой к Богу, то неразумно закрывать перед ними двери Церкви только потому, что они держатся за руки, стоя на молитве. Несомненно, высоты богословия могут быть поначалу недоступны им…» 

В мире очень много людей, страдающих от алкоголизма. Много методик излечения этого страшного заболевания, и еще больше мнений, касательно их эффективности и приемлемости. Активные дискуссии ведутся вокруг кодировки и ее отрицательных последствий. Белоруссия – православная страна, интересно узнать мнение православных священников об этой проблеме. Православие, не единственная мировая религия, и скажем прямо, не самая многочисленная.

Кроме христиан, есть и другие авторитетные религии, по которым ведется статистика. Всего верующих на Земном шаре более 3 миллиардов, из них 576 млн. мусульман, 518 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев, 300 млн. буддистов, 61 млн. шинтоистов, 31 млн. даосистов, 15 млн. иудеев. Христиан 1,184 миллиарда, из них 739 млн. католиков, 150 млн. православных, 344 млн. протестантов. То есть, по количеству своих последователей православные занимают лишь шестую строчку после католиков, мусульман, индуистов, конфуцианцев и буддистов. Человек не всегда выбирает для себя религию, зачастую его приобщают к вере в младенческом бессознательном возрасте, определяя, таким образом, его судьбу.

Сколько в мире алкоголиков подсчитать трудно, эти люди выпадают не только из рамок религии, они перестают существовать, как социумы, они вне жизни, вне общепринятых понятий и ценностей. Православный монах, игумен Петр (Мещеринов) называет реабилитационную программу выздоровления анонимных алкоголиков (АА) «12 шагов» наиболее приемлемым инструментом для избавления от недуга пьянства.

Часто говорят и пишут, что АА – западная вещь, нам не подходит, у нас свои методы борьбы с алкоголизмом. Это очень хорошо. Пусть будет разнообразие опыта. Но встает вопрос, где они, эти методы? Где плоды нашей деятельности, которую мы могли бы противопоставить опыту АА? В том то и дело, что реальных плодов, сколько-нибудь массовых, нет. Отдельные случаи – не показатель. Если бы у нас была успешная тиражируемая система реабилитации, которую можно было противопоставить АА – тогда бы наши речи имели бы вес. А так ничего своего мы не имеем, а только злобствуем; спрашивается, как к нам будут относиться внешние? Факты говорят о том, что середины 90-ых годов серьезного роста «православной наркологии» нет. АА – прекрасно развиваются.

Мы боимся того, что люди на собраниях АА берутся за руки. Другими словами, мы боимся элементарного проявления человеческой солидарности. Это – плод нашего православного христианства? Мы ежимся оттого, что люди, еще не нашедшие Христа, но уже обращающиеся к Богу и ищущие Его помощи и поддержки, называют Его «Высшей Силой». А что, Бог – не Высшая разве Сила? Просто обидно за тех умников, которые превращают православие не в дух любви, силы и целомудрия, а в повседневную лексику. Какова цена нашему Православию на деле, а не на словах?

Противники АА утверждают, что у нас есть дореволюционный опыт обществ трезвости, а АА пришли с Запада, следовательно, они плохи. Откройте словарь Брокгауза и Ефрона и почитайте о братствах трезвости в России. Зародились-то они в Америке (да-да! вот насмешка истории) в конце 18 века, и только десятилетия спустя появились в России.

Каким призвано быть церковное отношение к АА, а также к другим новым и западным вещам, касающимся реабилитационной, социальной и прочих сфер деятельности? Перед нами не просто абстрактная проблема, а горе, несчастье, болезнь, поломанные жизни алкоголиков и членов их семей, по большей части нецерковных, порой неверующих. Появляется метод, реально помогающий. Как должна действовать Церковь? Разумеется, церковно, руководствуясь словами апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь», и исходя из крайнего пастырского снисхождения. Не нужно придавать догматического значения «Высшей силе» и тому, что люди берутся за руки. Не нужно придумывать, что собрания «подменяют» Таинство Исповеди, а нужно просто потерпеть немощь и несовершенство пришедших на собрание больных людей. И практика показывает правильность этого подхода: многие воцерковляются и становятся православными христианами… А мало кому понятными догматами тут ничего не добьешься, эти детские аргументы «не наше – значит, плохое» лишь порождают злобу и мракобесие в церковной упаковке.

Сейчас от Церкви нужна какая-то смиренная мудрость, способность с пониманием относиться к опыту групп анонимных алкоголиков. Если выздоровление подтолкнет людей к духовному росту, то очевидно, что они не в какое-то другое место пойдут, а в тот храм, при котором работает группа.

Более подробную информацию о деятельности новополоцкой группы АА «Неупиваемая чаша» можно получить телефонам: +37529-8146022 или  +37529-2155801 (Володя). Если Вы решили в контактах с движением АА сохранять анонимность, пишите на адрес электронной почты: faanov@yandex.ru – для Вас всегда найдут время, терпение выслушать и дать совет.

Метки: | | | | | | | | | | | |

17 июля 2008

Новости в хронологическом порядке:

3 комментария
  1. Но эта группа АА есть только в Белоруссии. А нуждающихся в помощи есть по всей России и стран СНГ. Как им добираться до этой помощи. И как дорого стоит реабилитация? Ведь у алкоголика за душой ничего нет. А одиноким таким людям еще сложнее. Как таким помогаете?

    Комментарий by elena — 17 июля 2008 @ 18:32

  2. Общества АА плодятся по всему миру уже 73 года, и за членство денег не берут

    Комментарий by Александр Онов — 18 июля 2008 @ 11:32

  3. 73 года??? А я об этом и не знала. Желаю скорейшего выздоровления тем, кто страдает алкоголизмом.

    Комментарий by elena — 18 июля 2008 @ 20:58

Leave a comment