Святитель Феофан, затворник Вышенский. «Симфония» (отрывок)

Жить или умереть — да будет, как Богу угодно


«Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. Но настоящее в этом отношении расположение есть: «Буди воля Божия!» Жить ли, умереть ли — да будет, как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довести до того, чтоб оно не давало порождаться какому-либо относительно сего беспокойству».

Покаяние и добрые чувства и расположения в сердце заменяют делание добродетелей (у больного)
«С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением. Только бы все очищено было покаянием и в сердце были в движении чувства и расположения: и религиозные, и нравственные, особенно страх Божий сыновний, предание себя в волю Божию, упование на Его милосердие, смирение и подобные... В вашем состоянии (болезненном) воспроизведение таких чувств заменяет деяния добродетелей».

Уныние — от немощи телесной
«Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния — все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы... Уповающего на Бога милость обыдет. Упование не посрамит».

Предание всего на волю Божию — покой всех болящих

«Предавшись же в волю Божию, уже не следует туда и сюда влаяться, а быть внутренно согласну на то, что подает Господь. В этом покой всех вообще, тем паче болящих. Где ни умереть, не все ли равно?».

Болезни — вместо епитимий идут

«Болезни — вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек. В церковь не ходите?.. (по болезни). Дома почаще взывайте к Богу! Что вы не можете, это не значит, что вы пасынок».

«Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин... Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: “Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию в наказание!”».

Поминание страждущих и гонимых утешает в болезни

«Терпите да терпите! И еще: благодушествуйте! Восставьте веру в то, что все от Бога и все во благо нам, хоть мы ясно того не видим. К невидимому-то и потребна вера, а к видимому — к чему вера? Господь да утешит вас утешением внутренним — невидимым... Господь да уврачует вас, и Матерь Его Премилосердная, и Ангел Хранитель. Поминайте страждущих и утешайтесь их терпением. Поминайте гонимых, мучимых и теснимых и их терпением воодушевляйтесь».

Промысл Божий о судьбе болящего. Пример пирога и хозяйки

«Господь близ нас, и Богоматерь, и Небо с скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болим и исхода не видим. Ужели это случайно?! Ужели они не видят?! И видят, и состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться. Если они — вся любовь, то все, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?! То же, что бывает между пирогом, жаренным в печи, и хозяйкой. Дайте пирогу чувство, мысль и язык... Что бы он заговорил хозяйке?! — Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь... Ни одной крупинки у меня не осталось нежаримой, все горит, до нестерпимости... И то беда, что исхода не вижу и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или взад, или кверху — отовсюду заперт и со всех сторон не прохладой, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь... и проч. и проч... Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?! — Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи еще немного... и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Все наглядеться на тебя не наглядятся!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?.. Это диво — дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду. Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода... Положите себя в руки Божии и ждите. Вы — все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами... Перестаньте это делать и лежите спокойно».

Болезни приводят на путь спасения и заменяют внешний подвиг

«Читайте почаще: Отче наш... и  Богородице, Дево, радуйся...  Бог — Отец наш, а Богородица — Мать наша. ...Святые Тайны — сосцы Ее: ибо они — плоть, от Нее заимствованная! Так и занимайте ум... Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишок и старайтесь всякое слово обратить в предмет рассуждения. Если Бог подаст мысль... запишите ее. Пусть лист лежит на столе... И другие добрые мысли записывайте».

«Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает, и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры — те не Божии, туда и нечего ходить».

Молиться о выздоровлении нет греха, прибавляя «аще волиши, Господи!»

«Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого как блага, от Господа благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он: или оздравит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения».

Лечить сестру или к святым прибегать — одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божии творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит

«Лечить сестру или к святым прибегать — одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божии творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство. А когда Бог не помогает лекарю, не знаю, попадает ли кто из них тогда на настоящее лекарство... И ко святым угодникам прибегайте, и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте)... Может быть, Бог судил ей быть такою, потому что это для ней спасительно. И она во всю жизнь такою останется ради своего спасения. Или послал Бог сию болезнь на время, чтобы испытать веру ее и родителей ее. Бог один все сие ведает.

Благодушное терпение болезней — прямой путь в рай

«Примите сию болезнь как Богом посланную во спасение вам. И будет, что, терпя благодушно свое болезненное состояние, вы идете прямым путем в рай... Путь туда и тесен, и прискорбен... Вот он и есть у вас: вы на нем. Смотрите не пропустите, или, проще, не проглядите спасения».

«Благодушествуйте же! Сходить в какое-либо св. место в чаянии исцеления хорошо. Но не по своему гаданию, а когда будет какое указание. На колодезь о. Серафима (Саровского) хорошо добраться... но если вера есть теплая».

Болезнь от Господа — благо для души

«Муж болен; конечно, это во благо ему и вам, ибо все от Господа, а что от Господа, то благо, как бы горько ни было... На свою часть берете, что болезнь мужа за ваши грехи. И сие добре! Добре и то, что помните о грешности и почитаете себя достойною наказания за нее. И апостол Павел во всю жизнь не забывал, что был гонитель Церкви, хоть трудами своими для Церкви мог загладить грехи десяти гонителей».

Она (болящая) — затворница без затвора

«Болезнь прямо приводит к памяти смертной; но можно и без того ухитриться: прививать к мысли память о смерти».

«Хорошо вы сделали, что посетили болящую N... Конечно, тяжело ее состояние, но я полагаю, что оно необходимо для ее души. Она — затворница без затвора. Запрятал ее Господь внутрь. И хотела бы быть в общении с другими, да не может. Вот и сиди одна с Единым Господом».

Ободрение и наставление болящему

«Умирать собираться надо каждый день и час и всегда быть в таких чувствах, в каких вы теперь. А кто собирается умирать, видит ли он близость смерти или нет, надо совесть очистить от всех дел неисправных».

«Какие плоды покаяния теперь? Кроме покаяния, теперь что другое уместно? Извольте каяться, сокрушаться и плакать. И обещайте, что если Бог даст здоровья, то непрестанно будете так плакать и сокрушаться и не допускать впредь ничего плохого: ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Вот и все».

Поправляющемуся больному о предании себя в волю Божию и молитве

«Очень рад, что здоровье ваше поправляется... Предайте все Господу: и жизнь свою, и смерть... Как Его св. воле угодно, так и да сотворит. Он и без такого решения сотворит, как Ему угодно, но для вас большая разница вступить в сие Богом определенное решение, с преданностию теплою, полною веры и упования, или без оной...

Когда так расположитесь, тогда и молитва ваша пойдет исправнее. Вам совсем не следует делать молитву, как пишется у некоторых отцов, то есть с напряжением внимания к сердцу и стеснением дыхания. Оставьте это. А навыкайте ходить в присутствии Божием и памяти смертной, и это приведет к тому же».

Наставление при болезни

«В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога — благодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое... Придет — отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтоб было что терпеть. Если не чувствуется тягота, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить, то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начинается, когда вследствие сего чувства душа поддается нетерпеливости и начинает склоняться к ропотливости. Пришло чувство — надо его прогнать, Бога же поблагодарить».

И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна

«И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна. То и другое пусть идет. Не попал — переменить лекарство. Молитесь, чтоб Господь его надоумил. Если не надоумляет, верно, лучше жить с больною головою».

Наставление тяжко болящему

«Молитва ко Господу да не пресекается на устах ваших.

Переселитесь умом и сердцем в другую жизнь и не спускайтесь оттуда в землю, в суету здешнего пребывания. Озираясь вспять и видя многое неисправное, оплакивайте то и, каясь пред Господом, прощения испрашивайте. За всякое благо — и духовное, и житейское — благодарение воздавайте Всещедрому Богу. Врата смерти зря всегда пред собою, питайте христианскую надежду и, ею отгоняя ужасность смерти, радуйтесь, как вступающий в царские палаты».

Наставление выздоравливающему

«Даруй, Господи, чтоб и до конца испарилась ваша болезнь. А что теперь получили, примите за начало... и благодарите Господа, и паче молитесь, да начавший сию милость и совершит ее. Сидя молитесь Господу коротенькими молитвами. Заучите 24 молитовки св. Златоуста, что между молитвами на сон помещены, и повторяйте их раза по 3 – 5 каждую, и навыкнете памяти Божией».

О больных, впавших в неверие

«Об N. жалею. Даруй ему, Господи, здоровье, если оно спасительно; но всяко — да образумится. Уж, конечно, нечего высоко думать о тех, кои не веруют ни во что. Дух замер. Как успевают они его убить? Не постигаю. Ведь он есть часть нашего естества. Верно, уж время такое дурное. Моровое поветрие нашло на духовную жизнь. Буди воля Господня!».

Терпеливо переносящий болезни сподобляется части мучеников, которых Господь любит холить и украшать

«N.N. спаси, Господи! Я всегда ее поминаю на проскомидии. Давно страдает. Даруй, Господи, терпение. Выполаскивает Господь, чтобы белее была. А мучеников так еще подрумянивал Господь. Вот как Он любит Своих холить и украшать!».

Наставление о том, как следует молиться о болящей

«Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе да на проскомидии помин. Кажется бы, довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душою. Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна... Вы заказали — но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы... Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться?!

Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на Литургии, когда поминается N. на проскомидии... Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию... и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят...

Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами и болите душою о болящей... И дело будет. В церкви на Литургии болите во время проскомидии... и особенно, когда после Тебе поем Богородичную поют песнь: Достойно есть... Тут поминаются снова за совершенною Жертвою живые и умершие... Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас Своею помощию... Где заказать? В Задонске у св. Тихона... А если душа лежит к Киеву, в Киеве... Куда душа лежит, там и закажите...

Но, главное, сами болите о больной... И больше бедным помогайте... не тем только, которые ходят... Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную...».

Трубный глас за болящую

«У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери тоже внушите, и всем своим тоже скажите. Тогда все молитвы о ней сторонние сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь внимание Господа...».

Совет о головной боли

«Головная боль в таком виде, как у N. N., прямее всего указывает на утомление головы углубленными соображениями. Но то же бывает и от других случайностей, напр., от незамеченной простуды или охлаждения спины и задней части головы. Последний случай, скоро захваченный, не долго беспокоит болью. Первый поглубже забирает, но и его бояться нечего. Надобно, однако ж, лекарей послушать. Надо дать голове отдых. Поехать бы куда-нибудь на месяц хоть, да просто покататься по чугункам без всякой цели. А дела поручить на это время — по каждой части — более смышленым и доверенным служащим, дав им полную инструкцию, сколько возможно определив возможные случайности. Я думаю, что это возможно сделать. И ущербов бояться нечего. Поезжайте и вы с ним. Дом останется на руках матушки. Побейте баклуши месяц, голова проветрится и окрепнет. Я не разгульную предлагаю... Молитесь Богу, читайте Евангелие, всю печаль возвергните на Господа... Если неудобен этот способ оздравления — вот другой. Ведь не столько углубление умов томит голову, сколько крушит забота и томит сердце, а из сердца томление переходит в голову. Второй мой рецепт на это и направлен, именно — не томить сердца крушением и заботою, а всю печаль и заботу предать в руки Божии, так чтобы сердце оставалось совершенно свободно. Тогда голова, сколько ни углубляйся, все перенесет без изнеможения. В установлении такого настроения — труд идет нравственный, с размышлением, которое оживляло бы упование на Бога. Извольте так сделать, N. N.

Можно оба эти плана совокупить. Бросить все и поехать кататься нельзя, не возложив всего упования на Бога... Живя в сем уповании исключительно целый месяц, душа укрепится в нем. Затем, по возвращении, стоит только поддерживать его... и оно останется у вас на всю жизнь и всю жизнь будет облегчать тяготу забот... и не даст голове так утомляться, как теперь...».

Наставление болящей

«Воодушевитесь! Весело смотрите в глаза болезни... Но мечтайте меньше... Пойдут в голове роиться разные пустяки... Браниться будете с кем попало... Все это в мыслях... Потом все пройдет».

«Благодушествуйте! Верно, вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил или положил вас дома... Благодарите Господа. А все-таки и молитесь, да благоволит оздороветь вам».

«Не успели вы написать, что оправились, как болезнь снова схватила. Очень жалею. Да даст вам Господь крепость переносить болезни и благодушествовать в тяжелом болезненном состоянии. Молитвою Иисусовою можно заменять все молитвословия. Выучили бы, если не выучили, 24 молитовки, и почасту читайте их. Посредством их и размышленья о духовных предметах поддерживаться будут, и молитва подогреваться».

«Да возвратит вам Господь поскорее здравие. И храните его. А хлопоты по хозяйству переложите на другую голову; свою же берегите, пока все укрепится в вас во здравии».

Болящей о провождении праздников

«Празднуйте духом. Читать все — конечно, нельзя, но побольше обыкновенного почитать должно... Затем помолиться, кроме молитвенного своего правила; потом думать и рассуждать о чем-нибудь духовном... Это займет довольно времени. А то,  чтобы, упразднившись от всего, с одною мыслию о Боге побыть, сидя или ходя, или стоя... это куда как хорошо. Думаю, впрочем, что немного поделать что-либо легкое, не как работу, а так, мимоходом — можно...».

Наставление болящей о говении

«Очень рад, что вам легче. Блюдитесь, чтобы не раздражать опять боли. Относительно говенья не слушайте доктора, а только спросите: какая постная пища вам пригожа? Не спрашивайте, можно ли говеть; а прямо говорите: хочу говеть, какая пища? И что бы он ни говорил, не покоряйтесь! Мало ли пищей легких постных? Суп на миндальном молоке... Жидкая кашица из каких-либо круп... манных, овсяных и др. Чай с тем же молоком — вечером. Да неделя — много ли? Вон наши монахи иные совсем всю неделю не едят...».

Выздоравливающей об обновлении духовном

«Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Думаю, что и у вас было то же чувство. Надо сделать, чтоб это обновление телесное сопровождалось обновлением духовным.
Вам Бог дал или указал его — в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку —  и все ее творите... и за делом, и без дела, и ходя, и сидя — непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться...
Только возьмитесь и без перерыва трудитесь...

Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. Внимание же при этом держите не в голове и не на Небе, а в сердце, там внутри, под левою грудью. Когда навыкнете, то этим будете разгонять все смущающее  и призывать мир на душу».

Добрые плоды болезни

«Непокой духа и страсти портят кровь и существенно вредят здоровью.
Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его...».

Утешение скорбящей о болезни дочери

«Какая вы мудреная?! Не поскорбеть, конечно, нельзя, но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже, обычный порядок болезней. Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.

Конечно, все мы в руках Божиих, и смерть каждого может застать в каждую минуту.

У больного та особенность, что смерть, если ей суждено прийти, придет не внезапно. В этом отношении — выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански.

Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.
Положим — самое большое — что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы же все умрем. Она — ныне, мы — завтра. Какая разница? Умрет ведь не она... Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела еще лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит... и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: «Ах! мама, как мне хорошо! Бросай скорее землю и переходи ко мне». Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.

Так вот видите, что не только и по причине болезни, но даже по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойною... и всех тем утешить».

Молиться ли об избавлении от болезней?

«Очень жалею, что немощь ваша все длится и еще расширяет свое владычество; даруй, Господи, вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо, однако же мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем обещаемого. Ибо, может быть, и того чает от нас при сем Господь, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадет с намерениями Божиими».

Наставление болящей о домашнем поведении во время служб церковных
«Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою умною, или Иисусовою, разве коротенькие какие молитовки проговаривая на память, как: “Се Жених грядет...”, “День он страшный...” и подобные... А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать и не терять внутреннего уверения, что служба Божия не прекращается. Однако ж в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа».

Источник: http://www.pravkniga.ru

Метки: | | | |

30 сентября 2009

Новости в хронологическом порядке: