о.Павел Усов, священник. «Что важнее: земля или молитва?»

За свою недолгую священническую практику мне не раз приходилось наблюдать распространенное явление. В храм приходят родственники умершего человека, которые заказали заочное отпевание, и начинают объяснять священнику: «У вас служба долгая, а у нас вынос в одиннадцать. Войдите в наше положение, дайте нам, пожалуйста, земельку». Совершенно бесполезно спрашивать у родственников усопшего, какой смысл они видят в получении этой земли. Варианты ответов могут быть разными — от народных суеверий до откровенного оккультизма и магии. Как же так получилось, что люди, считающие себя православными, не знают православного смысла обряда погребения?

В дореволюционной России большинство населения было православным, поэтому похоронить человека без отпевания было почти немыслимо. Даже если человек был беден, расходы на погребение брал на себя храм.

Понятие «заочное отпевание» в том виде, в каком оно распространено сейчас, отсутствовало. Предусматривалось несколько случаев заочного отпевания. Например, когда умерший человек по каким-либо причинам уже был погребен без ведома родственников (например, умерший на чужбине или в результате эпидемии). Каждый случай в отдельности рассматривался епархиальной консисторией, и с благословения правящего архиерея совершалось заочное отпевание. В назначенный день в храм или на могилу собирались родные и близкие усопшего и вместе со священником молились об умершем родственнике. Заочное отпевание в сегодняшнем виде стало появляться в послереволюционное время, когда атеистической властью было строжайше запрещено совершать отпевание очное. Тогда, по просьбам верующих родственников, священники практически тайком совершали заочное отпевание. Наибольшее распространение подобная практика получила в годы Великой Отечественной войны, когда тысячи и тысячи людей получали с фронта похоронки и даже не знали, где находятся могилы их близких. В эти тяжелые годы Патриарх Сергий (Страгородский) благословил повсеместно совершать заочное отпевание по погибшим фронтовикам. После войны отношения Церкви и власти снова ухудшились. Поэтому практика заочного отпевания не только не упразднилась, но стала считаться единственно возможной в тех условиях формой православного погребения. Именно в это время заочное отпевание стало обрастать различными суевериями. Происходило это, в первую очередь, по причине повсеместной духовной безграмотности. Особое значение приобретает та земля, которая раздавалась родственникам умерших после отпевания. В ней видели некое свидетельство того, что человек погребен по церковным обычаям. Постепенно даже среди церковных людей эта земля приобретает основное значение, отодвигая на второй план само богослужение и смысл его молитв. Такое однобокое понимание обряда погребения и привело к тому, что в наши дни родственники усопшего не приходят в храм молиться о его душе, а засылают делегата — «сделать, что необходимо» и получить землю. При этом совершенно не интересуются, а какой смысл в ней видит Церковь?

Христианское отношение к смерти непривычно для неверующего человека. Само преставление, приготовление усопшего к погребению, погребение и поминовение — все это сопровождается особыми молитвословиями. В них и скорбь об умершем, и радость о переходе человека в лучший мир, и ходатайство к Богу о милости к его душе.

Немалая часть молитв уделяет внимание назиданию живых. Те, кто присутствует на похоронах, видят явно, что смерть придет за каждым. Нужно быть совсем бесчувственным, чтобы в момент прощания с близким человеком не задуматься: «А как я буду умирать, что я принесу Господу?» В этот час, когда сердца живых полны скорби и надежды на милость Божию, Церковь обращается к ним со словом назидания и просит их, пока они живы, заботиться о своей душе и молиться о душе умершего.

Огромное воспитательное значение имеет момент, когда после отпевания, священник высыпает горсть земли на крышку гроба. Это действие напоминает всем присутствующим, что человек создан из праха земного и в этот прах он призван возвратиться. Это действие указывает понимающему человеку: «Вот ты видишь перед собой любимого человека, но это уже не он, это лишь прах, земля, в которую он уже начал свое возвращение. И земля, насыпанная священником, есть образ того, чем ему предстоит стать через некоторое время. Земля и прах — это то, чем и ты станешь после смерти. Тело тленно и временно, но душа бессмертна и вечна. Только если обратишься к Богу, у тебя будет возможность обессмертить и тело для жизни вечной». Не свидетельством об истинности погребения усопшего является эта земля, а призывным воплем о покаянии, обращенным к живым. Не покойному она нужна, но живым. Поэтому лишено смысла высыпать землю на могилу покойного, которого погребли несколько лет назад, или на могилу его родственника. В таком случае стоит ограничиться молитвой во время заочного отпевания.

На сегодняшний день в приходской жизни Церкви «земельный вопрос» один из самых тяжелых и болезненных. Ведь многим непонятно, что привезти усопшего человека в храм для отпевания, несмотря на то, что это хлопотно, гораздо важнее, чем пышные похороны и дорогой памятник. Стремясь устроить похороны «не хуже, чем у других», «по-человечески», родственники часто забывают о самом человеке, не осознают того, что усопшего сейчас уже мало заботит земное. Душа умершего предстает перед Богом и просит, и требует от нас, живых, ходатайства и молитв за нее. Ведь посмертную участь человека способна изменить только искренняя и теплая молитва любящих сердец, обращенных к Живому Богу.

Источник: http://www.rusk.ru

Метки: | | |

1 сентября 2009

Новости в хронологическом порядке:

6 комментариев
  1. «Душа умершего предстает перед Богом и просит, и требует от нас, живых, ходатайства и молитв за нее.» — Никак не могу полностью это осознать.
    Для меня понятно так — «Только если обратишься к Богу, у тебя будет возможность обессмертить и тело для жизни вечной.»
    Каждый сам о себе заботится пока живой. Все мы гости на этой земле и каждому дано при желании быть с Богом. И молитвы от других людей за усопших — толку мало. Человек при жизни свое заработал.

    Комментарий by elena — 2 сентября 2009 @ 20:26

  2. Молится надо за живых — это мой взгляд. А с успошим только прощаются на земле. Может я не права, но мне так кажется.

    Комментарий by elena — 2 сентября 2009 @ 20:30

  3. ну, это как-то жестоко. Человеку нужен человек, сострадание, и все такое прочее. Если умер тот, кого ты любила, он прожил неправильно, грешно и попал в ад. Тело гниет в земле, и телу ты не поможешь, но душа его вопиет к тебе из ада, умоляет о помощи, и некотором облегчении участи через молитву тех, кто еще в состоянии молиться. Неужели откажешь в этой малости? Лично я за свою покойную бабушку Катю стараюсь молиться, знаю, что она в молитвах нуждается, и что особо ей расчитывать не на кого, кроме любимого внука.

    Комментарий by Александр Онов — 2 сентября 2009 @ 22:28

  4. Ты не совсем правильно меня понял. Молится за усопших, за близких и любимых — это всегда было и будет. Никто не спорит, сердцу они близкие, родные и за них хочется просить Бога о милости. Но я посмотрела на это с другой стороны. Со стороны писании в том, что как человек жизнь прожил, то и получил. Сколько раз слышишь, что если не примешь Христа при жизни, то на том свете уже поздно. Двери закрыты. Прощения не будет. Только живым дано постичь милость Христа. Ведь для этого мы и пришли в мир. Вот от этого я и веду разговор.

    Комментарий by elena — 4 сентября 2009 @ 22:01

  5. Да, на том свете поздно, и однако же зная про это многие попадают в ад. Для нас, живых, это как бы проверка на вшивость, окажем ли помощь тем, кого когда-то любили…

    Комментарий by Александр Онов — 5 сентября 2009 @ 9:53

  6. Если действительно любили, то их усопших не забудут. За всех усопших молится хоть и надо, но в сердце пламя не горит. Оно горит только для близких.

    Комментарий by elena — 5 сентября 2009 @ 17:51

Leave a comment